Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Алапаевские мученики

Кто такие алапаевские мученики? Это члены царской династии Романовых, убитые большевиками в ночь на 18 июля 1918 года. А предвестниками этой трагедии стали такие события, как отречение от власти императора Николая II и Февральская революция. Именно последняя ликвидировала всю символика царствующего до этого 300 лет дома Романовых. Затем в октябре 1917 года произошёл Октябрьский переворот. К власти в России пришла партия большевиков. Им Романовы тоже были не нужны, даже наоборот, они представляли опасность для людей, разогнавших Учредительное собрание и захвативших власть силовым путём.

Статуя Елизаветы Фёдоровны

Поэтому лидеры большевистской партии решили убрать Романовых подальше от Петрограда и Москвы. Выбор пал на Урал, где позиции большевиков были достаточно сильные, а Екатеринбург считался красной столицей Урала.

Наибольшую опасность для новой власти представлял великий князь Михаил Александрович. Именно в его пользу 2 марта 1917 года отрёкся Николай II. Но Михаил заявил, что примет верховную власть лишь в том случае, если на то будет воля народа, выраженная через Учредительное собрание. То есть формально он считался императором Михаилом II, а отстранить его от власти или, наоборот, утвердить, могло только Учредительное собрание, которое большевики разогнали 5 января 1918 года.

Великий князь жил в своём имении в Гатчине, и 9 марта советское правительство постановило выслать его в Пермь. После этого в город Вятку в последних числах марта выслали детей великого князя Константина Константиновича (умер в 1915 г.) Иоанна, Константина и Игоря, а также великого князя Сергея Михайловича и сына великого князя Павла Александровича от морганатического брака Владимира Павловича.

По прошествии месяца всех этих представителей дома Романовых (кроме Михаила Александровича) собрали в Екатеринбурге. Также 30 апреля 1918 года в город привезли Николая II и его семью. А 7 мая 1918 года была арестована в Москве великая княгиня Елизавета Фёдоровна (жена убитого террористами в 1905 году великого князя Сергея Александровича и родная сестра русской императрицы Александры Фёдоровны).

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна после гибели мужа занималась подвижничеством

Надо сказать, что Елизавета Фёдоровна, после трагической гибели мужа, организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В её задачу входило оказывать людям духовно-просветительскую и медицинскую помощь. В обители находились больница, аптека, причём большая часть лекарств выдавалась бесплатно. Сама Елизавета Фёдоровна жила в обители, ухаживала за больными, трудилась наравне с сёстрами обители и часто посещала беднейшие кварталы Москвы, где оказывала посильную помощь малоимущим.

По инициативе этой женщины в 1915 году была создана мастерская по изготовлению протезов. В 1916 году великая княгиня лично контролировала проект по созданию протезного завода в Москве. Когда началась революция, Елизавета Фёдоровна отказалась покинуть Россию и продолжила свою подвижническую деятельность. И вот этого человека арестовали чекисты по личному приказу Дзержинского. Причём арестовали на третий день после Пасхи, во время празднования Иверской иконы Божьей матери. За женщину вступился патриарх Тихон, но его заступничество не помогло.

Прибыла великая княгиня в Свердловск вместе с келейницей Варварой Яковлевой и монахиней Екатериной Янышевой. Эти женщины не захотели оставлять Елизавету Фёдоровну одну и последовали вместе с ней на Урал. Разместили вновь прибывших вначале в женском православном Ново-Тихвинском монастыре. Но затем, несмотря на протесты, женщин оттуда выселили и поселили в гостинице «Атамановские номера», где жили мужчины дома Романовых.

Таким образом, в мае месяце в Екатеринбурге скопилось достаточно много представителей династии. Поэтому большевики великих князей и Елизавету Фёдоровну перевезли в город Алапаевск. Прибыли туда все эти люди 20 мая 1918 года. Теперь становится понятно, откуда произошло словосочетание «алапаевские мученики». Оно неразрывно связано с Алапаевском. Но почему мученики? Это уже связано с той смертью, которую они приняли.

Вокзал в Алапаевске, 1918 г.

Прибывших в Алапаевск представителей дома Романовых разместили в большом доме на окраине города и дали достаточно много прав. Великие князья получили возможность свободно ходить по городу, посещать церковь, вести переписку. Елизавета Фёдоровна много молилась и занималась вышиванием. Видимо в это время большевики ещё не решили, что им делать: убивать Романовых или оставлять в живых.

Однако политическая ситуация в стране накалялась. Росло недовольство народа разрухой, начали активизироваться силы, объединившиеся вскоре в белое движение. Любой из великих князей мог стать знаменем, символом в борьбе против большевиков. Всё это побудило руководителей большевистской партии принять решение о ликвидации Романовых. Но просто так убить известных людей нельзя: нужен повод. И такой повод быстро придумали.

Им стал так называемый побег великого князя Михаила Александровича в ночь с 12 на 13 июня 1918 года в городе Перми. В действительности же никакого побега не было. Князя и его секретаря Николая Николаевича Джонсона тайно похитили и убили. Осуществили это сотрудники пермского ЧК. Они вывезли князя и его секретаря в лес и там застрелили. Трупы закопали. Однако это преступление было представлено как умышленный побег. Какие-то неизвестные увезли пару, и та пропала.

Данный инцидент стал поводом для ужесточения режима будущих алапаевских мучеников. 21 июня у них конфисковали всё имущество, вплоть до одежды и обуви. Оставили только по одной паре ботинок да по две смены белья. Запретили свободное гуляние по городу и переписку. Выслали из города обслуживающий персонал великих князей и Екатерину Янышеву, которая приехала с Елизаветой Фёдоровной из Москвы. Также отлучили от Иоанна Константиновича его супругу, принцессу Сербскую Елену Петровну.

Эта женщина вместе с мужем приехала в Алапаевск и делила с ним все невзгоды. Но её после «побега» Михаила Александровича насильно увезли в Пермь. Там принцесса находилась под жёстким присмотром, пока не вмешались сербские и норвежские власти. После этого Елену Петровну переправили в Москву, а в декабре 1918 года она уехала в Стокгольм, оставив навсегда большевистскую Россию.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны в Екатеринбурге Николай II и его семья. А следующей ночью 18 июля пятеро князей, Елизавета Фёдоровна, её келейница Варвара Яковлева и управляющий делами Фёдор Семёнович Ремез пропали. Члены Алапаевского исполкома заявили, что их похитили белогвардейцы. Якобы они в 2 часа ночи напали на дом, где жили Романовы, и увезли их.

В сентябре 1918 года в Алапаевск вошли войска адмирала Колчака. Тут же было возбуждено расследование по факту смерти членов династии Романовых. Вскоре следователи выяснили все обстоятельства убийства этих людей. В злополучную ночь к дому, где жили Романовы, прибыла группа вооружённых лиц. Это были рабочие-большевики. Командовал ими Пётр Старцев.

Женщин и мужчин разбудили, связали им руки, завязали глаза и посадили в две подводы. Вывезли к заброшенным шахтам рудника Нижняя Селимская. Там возле одной из шахт подводы остановились. Жертв подвели к зияющей в земле дыре и сбросили вниз, предварительно ударив каждую обухом топора по голове. Затем в шахту бросили две гранаты, закидали досками, брёвнами и присыпали землёй.

Тела алапаевских мучеников

Шахта была обнаружена, а тела подняты в течение четырёх дней с 21 по 24 октября. Выяснилось, что одни несчастные погибли мгновенно, а другие ещё жили несколько дней, пока не умерли от ран, жажды и голода. Крестьяне из ближайшей деревни рассказали, что из-под земли долго доносилось пение молитв. Получается, что людей сбросили вниз живыми, и некоторые из них долго мучились.

Пётр Старцев, который руководил убийством, был задержан и дал показания колчаковским следователям. Однако до наших дней дошло очень мало документов с фактами и свидетельскими показаниями. В этом виновата сама белая контрразведка, так как она многих соучастников убийства просто расстреляла без допросов.

Таким образом, большевиками были убиты без суда и следствия великая княгиня Елизавета Фёдоровна, её келейница Варвара Яковлева, великие князья Сергей Михайлович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, Константин Константинович, князь Владимир Павлович Палей и управляющий делами Фёдор Семёнович Ремез. Всего восемь человек. Это и есть алапаевские мученики, принявшие мученическую смерть и увековечившие тем самым свои имена.

Тела уложили в деревянные гробы, обитые изнутри кровельным железом. Выставили в церкви Алапаевска для прощания. 1 ноября останки захоронили в Свято-Троицком соборе. Там сделали специальный склеп у южной стороны алтаря. Вход в него заделали кирпичом. Но в июле 1919 года останки пришлось вывозить из города в результате наступления Красой армии. Отвезли их в товарном вагоне в Читу в сопровождении игумена Серафима и двух послушников.

В Читу останки прибыли 30 августа. Там их поместили в Покровский женский монастырь, но в марте 1920 года вывезли из города и отправили в Китай. Все финансовые вопросы по транспортировке гробов взяла на себя Мария Михайловна Семёнова, жена атамана Семёнова. Везли их до Пекина под охраной китайских солдат.

Великие князья и келейница Варвара, погибшие в Алапаевске

Когда тела были доставлены в Харбин, то их вскрыли для опознания в присутствии последнего царского посланника в Китае Николая Кудашева. С его слов все тела алапаевских мучеников были полностью разложившиеся, и лишь тело Елизаветы Фёдоровны осталось в целости и сохранности. Великая княгиня лежала в гробу, как живая, и даже на левой стороне лица сохранился большой кровоподтёк, видимо полученный при падении в шахту.

В Пекин гробы привезли 16 апреля 1920 года. Поместили их в одном из склепов на кладбище при церкви Серафима Саровского за городом, в 2 км от городской черты. Затем был устроен специальный склеп под амвоном церкви. Там и нашли покой алапаевские мученики. Но в ноябре 1920 года останки Елизаветы Фёдоровны и келейницы Варвары Яковлевой были вывезены в Иерусалим. Ещё в 1888 году великая княгиня, совершая паломничество в Святую Землю, изъявила желание быть там похороненной. И её желание было исполнено в 1920 году.

Что касается остальных шести тел, то в связи с политическими потрясениями и сменой власти в Китае, церковь была снесена. В настоящее время неизвестно, где находятся мужские останки. Их искали, но безрезультатно.

В мае 1981 года княгиня Елизавета и сестра Варвара были канонизированы Русской православной церковью за рубежом. В 1992 году Архиерейским собором они причислены к лику святых как преподобномученики, то есть ставшие жертвами своих соотечественников. А в 2009 году все алапаевские мученики были реабилитированы Генеральной прокуратурой России. Так закончилась эта долгая эпопея, начавшаяся в 1918 году.

Леонид Журавлёв