История пиратства

Загадки истории История пиратства

Когда появились первые торговые корабли, перевозящие товар, тогда на морях появились и пираты. Плохо вооружённые суда купцов представляли для них лакомую добычу. К тому же, торговцы всегда плавали одними и теми же маршрутами, поэтому найти их на безбрежной морской глади было совсем несложно. А вот поймать пиратов всегда было трудно. Для них моря являлись родным домом. Разбойники знали много необитаемых островов и тихих гаваней, где всегда можно было укрыться от преследователей.

Таким образом, можно заключить, что морской грабёж всегда являлся очень выгодным и сравнительно безопасным криминальным промыслом. Поэтому морских разбойников во все времена насчитывалось очень много. Они досаждали не только отдельным судам, но и целым государствам, а имена самых удачливых и безжалостных корсаров вошли в историю.

Пиратский корабль и торговое судно

Зарождение морских грабежей уходит своими корнями в глубокую древность. Купеческие корабли, бороздившие воды Средиземного моря, начали грабить задолго до античной эпохи. Можно утверждать, что своё начало история пиратства берёт в XV – XIV веках до нашей эры. В то время в Средиземноморье существовало много богатых и процветающих государств с налаженными торговыми связями. А перевозить товары удобнее всего было по морю. Вот морские разбойники и пользовались сложившейся ситуацией.

Но пираты в древности занимались преступным промыслом в основном в водах Восточного Средиземноморья. Именно там находились самые оживлённые морские пути. По прошествию веков морские маршруты расширились и охватили огромные водные пространства. Соответственно, пиратские корабли появились в океанах. Больше всего их насчитывалось в Атлантике, так как именно это водное пространство соединяло Старый Свет с Новым.

Но ещё до открытия Колумбом Америки в Средиземном море появились могучие пиратские сообщества. Причиной этому послужило падение Римской империи, которая являлась сдерживающим фактором для морских разбойников. Наиболее сильными стали берберские пираты, поднявшие головы во время арабских завоеваний. Зона интересов берберов распространялась на прибрежные воды Северной Африки. Они также совершали регулярные рейды к прибрежным городам Европы. Там они брали в плен христиан и продавали их на невольничьих рынках Марокко и Алжира.

Также будет интересно  Кто такая Елизавета Тюдор в истории Англии

Базировались берберские грабители в таких городах как Алжир, Сале, Триполи, Тунис. Оттуда совершались грабительские морские рейды в Италию, Францию, Испанию, Португалию. Берберские разбойники создали свою экономическую зону с рынками сбыта. Они наладили агентурную сеть, состоящую из провокаторов, наводчиков и разведчиков.

Благодаря берберам, крупнейшие европейские государства потеряли тысячи кораблей, а прибрежные европейские регионы обезлюдели. В плену у этих пиратов побывал автор «Дон Кихота» Мигель де Сервантес. Он провёл в неволе долгих 4 года. В плен к морским разбойникам попало и много других как богатых, так и бедных людей. При этом за знатных особ берберы требовали огромный выкуп, а бедняков продавали в рабство.

Схватка с пиратами

Бороться с пиратами было чрезвычайно трудно, так как на месте одного уничтоженного сообщества тут же появлялось другое. Поэтому в XV веке история пиратства перешла в новую фазу. Европейские монархи решили использовать морских грабителей в государственных целях и стали брать их на службу, разрешая захватывать и грабить суда других стран. Капитаны бандитских кораблей получали правительственную грамоту (каперский патент), который давал им официальное право разбойничать на морях от имени государства.

Так пираты превратились в корсаров и получили доступ к последним техническим достижения. Они позаимствовали у генуэзцев трёхмачтовые каравеллы с прямыми и косыми парусами. И их корабли стали следовать нужным курсом при любом направлении ветра. Им выдали компасы, угломеры, морские карты, что позволило свободно ориентироваться в морях и океанах.

Появление корсаров оказалось очень кстати для Англии и Франции, которых пугала возросшая мощь Испании. Её подданные сказочно обогатились на землях Южной Америки, а караваны испанских судов, плывущих в Старый Свет, были набиты золотом. Поэтому по приказу английской королевы Елизаветы I была создана целая флотилия корсаров. В её задачу входило грабить испанские суда, а львиную долю награбленного отдавать государству.

Также будет интересно  Яков Блюмкин

Такое в наши дни может показаться невероятным, но от исторических фактов никуда не денешься. Однако ради объективности следует заметить, что корсары, наряду с грабежами, принесли и определённую пользу человечеству. Так английский капер (каперский патент) Фрэнсис Дрейк в 1578 году открыл пролив между Атлантическим и Тихим океанами. За это Елизавета I удостоила его рыцарского звания.

История пиратства Елизавета I присваивает Фрэнсису Дрейку дворянский титул и делает его рыцарем

А в немецком городе Оффенбурге этому корсару поставили памятник с надписью: «Сэру Френсису Дрейку, распространившему картофель в Европе, от миллионов благодарных землевладельцев». В Россию картофель завёз Пётр I, а в Европу его завёз пират Фрэнсис Дрейк.

Корсар Джон Дэвис в 1585 году на корабле «Чёрная смерть» открыл и нанёс на карту Гренландию. А буквально через несколько лет он искал удобную бухту у берегов Южной Америки и открыл Фолклендские острова. А вот корсар Томас Кэвендиш в 1558 году завершил третье на тот момент кругосветное плавание. Землю он обогнул за 2 года и 50 дней. Английскому правительству капитан-разбойник передал подробные карты с указанием очертания берегов, бухт, проливов, течений и направлений ветров.

В противовес английским корсарам, грабившим испанские суда, Испания призвала на службу своих морских разбойников. Самым известным из них являлся Амаро Родригес Фелипе. Со своей командой отборных головорезов он нападал на английские и голландские корабли в водах между Кадисом и Карибским морем. В XVIII веке его имя знали все моряки и считали испанским эквивалентом Фрэнсису Дрейку.

Помимо разбоев, этот капер прославил своё имя коммерческой деятельностью, частыми религиозными пожертвованиями и помощью бедным. В 1725 году его сделали дворянином, в 1727 году наградили королевским оружием. Его похороны в 1747 году вылились в огромную процессию, так как этого человека почитала вся Испания.

Корсары, грабя набитые золотом корабли, иногда нарушали договора с монархами и становились вольными морскими разбойниками или флибустьерами. Таких флибустьеров особенно много появилось в Карибском море. Они стали создавать маленькие автономные государства со своими правительствами и законами. Так на острове Тортуга была создана столица флибустьерского братства. Из её гавани совершали регулярные грабительские рейды такие известные пираты, как Генри Морган и Франсуа Олоне.

Также будет интересно  Опришки

В 1694 году французская эскадра уничтожила прибежище морских разбойников на острое Тортуга. Но пираты переместили столицу на багамский остров Нью-Провиденс. Там собрались люди, которым нечего было терять. Это были беглые преступники, бродяги, нищие, чёрные рабы из Африки. Вся эта одиозная публика стала представлять серьёзную угрозу для кораблей всех стран.

С флибустьерами покончили к середине XVIII века. При этом в уничтожении вольных морских разбойников участвовали флота почти всех морских держав. После этого история пиратства вступила в новую фазу. Улыба «Весёлого Роджера» перестала нервировать моряков в водах Атлантики, но зато много морских грабителей появилось в водах, омывающих Юго-Восточную Азию. С ними беспощадно боролись вплоть до конца XIX века. При этом уничтожали их в основном военно-морские силы США и Британии.

История пиратства Задержание сомалийских пиратов

В наши дни главный очаг пиратства находится у берегов Сомали. Сомалийские пираты вооружены гранатомётами, автоматами, ручными гранатами. Противостоят им военно-морские силы НАТО, России, Индии. Наибольшая активность морских разбойников в этом регионе наблюдалась в 2008-2009 годах. С мая 2012 по май 2013 года пиратам не удалось захватить ни одного корабля. А вот в 2017 году они захватили нефтеналивной танкер. Однако активность морских грабителей сильно сдерживают боевые корабли, постоянно дежурящие в опасном регионе.

Леонид Журавлёв

Будет интересно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin(*uN/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика Adblock
detector