Древние цивилизации Сизиф
Кто такой Сизиф? В древнегреческой мифологии он являлся царём Коринфа – древнегреческого полиса на Коринфском перешейке. Приходился сыном Эолу, от которого пошли многие династии мифических правителей. Это неудивительно, так как у Эола было 7 сыновей и 5 дочерей. Матерью была Энарета, являвшаяся прародительницей племени эолийцев. Это одно из главных 4-х племён греческого народа.
Именно Сизиф основал город Эфиру (древнее название Коринфа). Взял в жёны плеяду Меропу, приходившуюся дочерью титану Атланту и океаниде Плейоне. По своей сути Сизиф был умным, но в то же время корыстолюбивым человеком. Согласно легендам он грабил путников, пересекавших Коринфский перешеек. Без должного почтения относился к богам и даже разбалтывал всем подряд их секреты.
Сизиф был царём Коринфа, и дом его был полная чаша, но гордыня сгубила царя
До поры до времени это сходило с рук царю Коринфа, и тот распоясался до безобразия. Сизифу стало все нипочём, и он обманом заманил к себе и заковал в цепи самого Аида – бога подземного царства мёртвых. И после этого простые смертные перестали умирать. Боги всполошились и послали к Сизифу бога войны Ареса. Тот вызволил Аида, но царь Коринфа отделался лишь лёгким испугом.
Он уверовал в свою безнаказанность, его распирало от чувства собственной значимости. И тут как раз случилось ещё одно происшествие. Любвеобильный Зевс похитил нимфу Эгину, приходившуюся дочерью речному богу Асопу. Громовержец перенёс похищенную на остров Энону и там соблазнил. А несчастный отец начал метаться по землям Греции, ища дочь.
Во время поисков он встретился с Сизифом. Тот знал, кто коварным образом утащил и растлил Эгину. Царь Коринфа намекнул об этом Асопу и выразил готовность всё рассказать, но поставил условие. Он попросил речного бога дать воду в акрополь Коринфа, но только чтобы она постоянно текла, и поток не прекращался. Несчастный отец выполнил условия, и узнал, что виновником всех бед является Зевс. Бедняга тут же всё рассказал Гере, жене Зевса. Получился громкий скандал, а ситуация усугубилась тем, что нимфа Эгина забеременела от громовержца.
В царство мёртвых можно было попасть только после погребального обряда с жертвоприношением
Таким образом, Сизиф нажил себе страшного врага в лице Зевса. Последний повелел Танатосу, олицетворению смерти с железным сердцем, забрать надоевшим всем царя Коринфа в царство Аида. Танатос схватил душу Сизифа и утащил её в подземный мир теней. На земле осталось лишь мёртвое тело возомнившего о себе невесть что царя.
Но ум Сизифа всегда отличался поразительной изворотливостью. До появления Танатоса он запретил жене совершать погребальный обряд после своей смерти. И когда перед взором Меропы предстало бездыханное тело мужа, то она велела отнести его на площадь и положить на землю без погребения. А это означало, что Аид и его жена Персефона остались без погребальных жертв. Но кто пустит в царство Аида душу, которая ничего не может дать?
Изображение Сизифа с камнем на древнегреческой вазе
Поэтому Сизиф завис между царством живых и мёртвых. На землю ему хода не было, а в мир теней его не пускали. Он явился к Аиду и Персефоне и посетовал на свою жену, которая не удосужилась соблюсти древние обычаи видимо от нелюбви к мужу и жадности. Царь Коринфа выразил готовность явиться на землю и строго наказать нерадивую женщину. Такое предложение вызвало у властителей царства мёртвых чувство удовлетворения. Они разрешили Сизифу ненадолго вернуться в мир живых и решить вопрос с погребальными обрядами и жертвоприношением.
Но хитрый царь, оказавшись в мире живых, и не подумал выяснять отношения с супругой. Он поселился во дворце и предался пирам и другим удовольствиям жизни. Так продолжалось несколько лет, пока наконец-то неприглядное поведение Сизифа не стало известно Аиду и его жене. Им ничего не оставалось как обратиться к Гермесу, который выполнял функцию посланника богов и сопровождал души умерших в подземное царство.
По воле богов Сизиф вечно катит камень на гору
Гермес явился к царю Коринфа, но тот очень грубо обошёлся с посланником и прогнал его. И тогда о неприглядном поведении Сизифа узнали все боги. Они собрались на суд, подсчитали все проступки нерадивого царя при жизни и после смерти и вынесли жестокий приговор: Сизифа обязали вечно закатывать на гору огромный камень, который должен был с вершины скатываться вниз, а приговорённый был обязан вновь катить его наверх.
С тех пор и пошло выражение «сизифов труд». Подразумевает оно нудную, никому не нужную, безрезультатную работу. Бесполезный труд ради бесполезного труда. Это одна сплошная вечная мука. В то же время некоторые философы пришли к мнению, что Сизиф, катая камень, возвысился над бессмысленным существованием рода людского, и в своём труде нашёл смысл, обрёл гордость и независимость.
Леонид Серов