Наша планета Конвенту-де-Кришту
Историческая справка
Конвенту-де-Кришту – замок в Португалии в городе Томар, построенный орденом тамплиеров (храмовниками) в XII веке. Он был оплотом христиан в их борьбе с маврами. В начале XIV века разбогатевших до неприличия тамплиеров уничтожил король Франции Филипп Красивый. Замок перешёл в ведение рыцарей ордена Христа. Сам орден был создан в 1319 году, а в 1357 году сделал бывший замок алчных храмовников своей основной штаб-квартирой и превратил его в монастырь.
К этому времени вокруг замка уже было поселение, получившее название Томар. Впоследствии поселение превратилось в город, который существует по сей день. Большой вклад как в улучшение монастыря, так и города внёс Великий Магистр ордена Христа принц Генрих Мореплаватель. Он руководил орденом с 1417 по 1460 годы и построил много монастырских и городских зданий.
Большой позитивный вклад также внёс Великий Магистр с 1484 года и король Португалии с 1492 года Мануэль I. В период его правления был добавлен новый неф в круглую церковь. Помимо этого её отделали скульптурами и картинами.
Его преемник король Иоанн III приказал возвести новый монастырь. Тот был построен в 1557 году и стал одним из лучших архитектурных примеров эпохи Возрождения.
В 1581 году в монастыре собралась португальская знать и официально признали испанского короля Филиппа II португальским королём Филиппом I. Данный союз династической унии просуществовал вплоть до 1640 года. В этот период к монастырю подвели акведук, и он стал снабжаться водой из реки Тахо.
В настоящее время монастырь ордена Христа считается одним из важнейших исторических и художественных римско-католических памятников. В нём переплетаются романский, готический, мануэлино и ренессансный архитектурные стили. В 1983 году он вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Описание замка Конвенту-де-Кришту
Замок и крепостная стена
Замок Конвенту-де-Кришту был построен около 1160 года. Его окружили внешней оборонительной крепостной стеной с цитаделью внутри. Оборонительные башни наружной стены сделали не квадратными, а круглыми. Это была новинка, которую тамплиеры позаимствовали в Нормандии и Бретани. Круглая форма более устойчива к метательным машинам, что не раз было доказано на практике.
Круглая церковь
Римско-католическая круглая церковь была возведена во второй половине XII века. Её внешняя часть представляет собой 16-стороннюю многоугольную структуру с контрфорсами, круглыми окнами и колокольней. Внутри церковь имеет 8-угольную структуру с галереями. Храмовники, строя церковь, думали, что создают копию храма Соломона. Однако в действительности они скопировали исламское святилище (Купол Скалы), построенное на месте храма.
Интерьер круглой церкви украшен поздней готикой. Многие скульптуры и живопись были добавлены в годы правления короля Мануэля I, начиная с 1499 года. Статуи изображают святых и ангелов, а стены и потолки расписаны готическими узорами, изображающими жизнь Христа. Изготовлением скульптур занимались фламандские и испанские мастера. Картины писали придворные португальские живописцы.
Неф церкви
Готический неф был добавлен в первой половине XV века. В 1510 году восстановили неф в стиле прежней эпохи. Поэтому получилось сочетание готики и ренессанса, то есть стиль мануэлино. В этой перестройке участвовали португальские и испанские мастера.
Неф соединили с круглой церковью большой аркой и покрыли ребристыми сводами. Сделали высокий хор, но он был разрушен во время вторжения наполеоновских войск в начале XIX века. Под хором соорудили комнату, которая выполняла функции ризницы.
Монастыри
На территории замка Конвенту-де-Кришту находятся 8 монастырей, построенных в XV-XVI веках. Из них можно назвать двухэтажный готический монастырь, построенный в 1433 году. Его называли «стиральным монастырём», так как в нём монахи стирали свою одежду. Другой монастырь был местом захоронения рыцарей-монахов ордена, то есть он выполнял функции кладбища.
Обитель Иоанна III была начата при короле Яне III, а закончена в период царствования Филиппа I. Этот двухэтажный монастырь считается одним из основных примеров архитектурного маньеризма в Португалии. Этажи связаны 4-мя геликоидальными лестницами, расположенными по углам здания.