Океаны, озёра и реки Пираты под покровительством монархов
После того как европейцы открыли Америку, в Старый Свет нескончаемой чередой потянулись корабли, нагруженные золотом, серебром, ценными товарами. Однако не все жители Европы дорвались до этой неисчерпаемой дармовщины. Тон здесь стали задавать такие страны как Испания и Португалия. Они являлись пионерами географических открытий, обладали по тем временам самыми лучшими кораблями и имели широкие познания в навигации.
И именно Испания с Португалией в 1494 году заключили Тордесильясский договор, поделив весь мир за пределами Европы на две зоны влияния. Испании досталась Америка, а Португалии небольшая часть северо-востока Южной Америки, Индия и Азия. Остальные европейские страны формально оказались не у дел.
Договор вызвал возмущение у Англии, Франции, Нидерландов. Эти сильные государства имели выход к морю и тоже претендовали на богатства новых земель. Однако они ничего не открыли и по логике не имели права пользоваться тем, что открыли испанские и португальские мореплаватели.
Однако испанцы и португальцы повели себя слишком самонадеянно. А другие морские державы решили, что раз нельзя открыто добывать золото на американских и индийских землях, то тогда нужно отбирать его у испанских и португальских моряков, везущих ценный груз в свои страны. Как отбирать? С помощью пиратов. И в океаны вышли английский, французские, нидерландские корабли с чёрными флагами.
После этого галеоны и каракки начали терять свой ценный груз. А часть мешков, набитых золотом, стала перекочёвывать в государственную казну той или иной страны, не причастной к договору, заключённому между Испанией и Португалией. Вполне естественно, что всё это делалось неофициально. На словах европейские монархи сурово осуждали морских разбойников, а наиболее зарвавшихся казнили.
И в то же время монархи тайно становились «пайщиками» «морских экспедиций», снаряжённых к дальним берегам. Первыми на испанские «золотые корабли» напали французские пираты в 1522 году. Но затем пальму первенства быстро перехватили англичане. Практически все их пираты находились под покровительством монархов, но подобное держалось в величайшем секрете.
Как английские корабли осуществляли разбойные набеги на испанские суда? Их пиратские субмарины маскировались под торговые. В Европе они брали на борт разный груз, очень нужный колонистам, осваивающим земли Нового Света. Это были сельскохозяйственные инструменты, ткани, верёвки, оружие, продукты питания. Всё это доставлялось по назначению и продавалось.
После честной торговли английские корабли уходили в океан и поднимали чёрные флаги. И с этой минуты они превращались в пиратские суда. В их задачу входило искать в море испанские галеоны, нагруженные золотом, и отбирать ценный товар. В результате к родным берегам они возвращались с двойной прибылью.
В то же время такой маскировкой в основном занимались англичане. Французы и голландцы чаще действовали более прямолинейно и открыто. Они сразу объявляли себя пиратами, плыли к берегам Нового Света и грабили те суда, которые заслуживали их внимания.
Со временем деятельность пиратов была легализована через систему каперских свидетельств. Каперы, которых в Англии называли приватирами, во Франции корсарами, а в Нидерландах флекселингами, грабили чужие корабли на вполне законных основаниях. Но вначале они атаковали суда лишь тех государств, с которыми их родные страны воевали. Однако по прошествии лет каперское право распространилось и на корабли, принадлежавшие нейтральным государствам.
Отсюда можно заключить, что раз пираты под покровительством монархов осуществляли свою деятельность, то их нельзя рассматривать как людей, стоящих вне закона. И, кстати, большинство корсаров с большой охотой шло на государственную службу, если, конечно, такая возможность предоставлялась. К примеру, знаменитого пирата Генри Моргана посвятили в рыцари и назначили вице-губернатором Ямайки. В этой должности он находился более 10 лет.
Конечно, в XVI-XVII веках общественность осуждала пиратство. Но монархи тайно его поощряли. Корсары были очень выгодны. Они помогали бороться с врагами на морях и весомо пополняли государственную казну. Это было актуально и для Англии, и для Франции, и для Голландии. Так французские короли брали 25% от всего награбленного их корсарами. Немало зарабатывала на своих флекселингах и Голландия.
Но пираты под покровительством монархов просуществовали по исторических меркам совсем недолго. А дело заключалось в стремительном развитии морской торговли. А поэтому корсары превратились в тормоз торгового оборота и стали невыгодны.
Самыми первыми перестали выдавать каперские патенты голландцы. Полный запрет на них датируется последним десятилетием XVII века. Англичане последовали их примеру в 1763 году, после окончания Семилетней войны. Дольше всех продержалась Франция. Её корсары бороздили моря до 1815 года.
Максим Шипунов