Пролив Кука

Океаны, озёра и реки Пролив Кука

На юго-западе Тихого океана в Полинезии находится такое государство как Новая Зеландия. Располагается оно на 2-х островах – Северном и Южном. Разделяет их пролив Кука. Соединяет он воды Тасманова моря с Тихим океаном. Для людей несведущих пролив не является чем-то особенным и выдающимся. Его минимальная ширина равна 22 км, длина не превышает 107 км, а средняя глубина составляет 128 метров при максимальной глубине 1092 метра. В общем-то цифры обычные, но этот пролив является одним из самых опасных и непредсказуемых водных участков в мире.

Пролив Кука на карте

Историческая справка

В 1642 году голландский мореплаватель Абель Тасман, изучив Тасманию, отправился на восток и доплыл до острова Южный в Новой Зеландии. Его корабль двинулся вдоль берега на север и достиг вод большого открытого водоёма. Но голландец не стал тщательно изучать водоём. Он посчитал, что это всего лишь залив. И лишь через 127 лет выяснилось, что это никакой не залив, а пролив. Открытие это сделал в 1769 году величайший мореплаватель Джеймс Кук. Он нашёл водный путь, соединяющий Тасманово море с Тихим океаном. И сам бог велел назвать этот путь именем Кука.

К концу XVIII века люди полностью освоились в тихоокеанской акватории и начали активно вести китобойный промысел. А киты использовали пролив Кука в период своих сезонных миграций. Вот китобои и стали обустраивать возле пролива свои базы. Очень удобно: не надо рыскать по океану, ища на его безбрежных просторах стада китов. Просто устройся возле пролива и жди, когда появятся могучие морские млекопитающие.

Но китобои тоже люди. Они же не могут годами сидеть возле воды и думать только о китах. Им нужно отдыхать, развлекаться, заводить семьи. Поэтому на берегах залива стали возникать постоянные поселения с обустроенным бытом. А ближе к середине XIX века стали строиться города. В 1839 году был основан Веллингтон, ставший впоследствии столицей Новой Зеландии. Затем появились города Нельсон, Уонгануи.

Также будет интересно  Гренландское море

Так на далёкой от цивилизации земле закрепилась новая колония. Соответственно, начало увеличиваться количество судов, и в 1859 году на мысе Пенкарроу (Северный остров) был возведён первый маяк. Его первым смотрителем стала женщина Мэри Джейн Беннетт. Маяк добросовестно прослужил до 1935 года, а затем был заменён маяком на мысе Беринг.

В своенравном заливе с его сильными ветрами и приливными течениями потерпело крушение очень много судов. При этом в XIX и XX веках погибло большое количество моряков. Виной этому также являются подводные хребты, которые спускаются в глубину от берегов и создают сложные океанские потоки и сильную турбулентность.

Интересные факты

Надо отметить, что пролив Кука облюбовали для себя китообразные. В этих водах можно встретить косаток, дельфинов, китов. Но с последними сложнее, так как люди за последние 200 лет их изрядно поистребляли. И всё же горбатые киты обычны в водах залива. А вот что касается синих китов, сейвалов и кашалотов, то они давно стали редкостью.

На прибрежных скалах есть колония морских котиков. А где морские котики, там и белые акулы. Но страшные зубастые хищники редко попадаются в бурных проточных водах. Им хватает других колоний в тех местах, где вода поспокойнее. Зато акула мако и рыба-меч являются частыми гостями в проливе Кука. Рыбаки же в основном ловят тунцов, хвастаясь друг перед другом размерами пойманной добычи. Вес одной рыбы может доходить до 60 кг, а длина достигать полутора метров.

Паром в проливе Кука Паром плывёт по проливу Кука

Острова Новой Зеландии связаны паромным сообщением, осуществляемым через пролив Кука. Осуществляется оно между городами Пиктоном и Веллингтоном. Длина пути равна 70 км, а время в пути составляет около 3-х часов. Но для пролива характерны сильные ветра и высокие волны. В это время паромные переправы не работают.

Также будет интересно  Река Неман

И это абсолютно правильно, так как безопасность людей превыше всего. В 1968 году один из паромов перевернулся и затонул недалеко от гавани Веллингтона. В этой трагедии погибли 53 человека. А всего на борту находилось 735 пассажиров и членов команды.

Ещё одна трагедия случилась в 2006 году. Огромная волна, высотой 14 метров, накренила огромный паром на 50 градусов. Ранения получили 4 человека, а находящиеся на пароме машины и железнодорожные контейнеры были серьёзно повреждены. Так что с проливом Кука шутить опасно. Этот водный путь очень коварен и непредсказуем.

И всё же, несмотря ни на что, находятся отчаянные головы, которые вплавь пересекают пролив. Говорят, что ещё в XIX веке находились смельчаки, преодолевавшие коварные воды. Такое вполне возможно, но вот только имена этих людей история на сохранила.

А в наше время первым героем, бросившим вызов бурным водам, оказался новозеландский пловец и спасатель Барри Девенпорт. Он пересёк своенравный пролив в 1962 году. За ним последовала американская пловчиха Линн Кокс. Она преодолела пролив в 1975 году. На тот момент ей было 18 лет. Но до этого она переплывала 2 раз Ла-Манш, ещё будучи подростком. Так что у молодой женщины был опыт.

Кейтлин О’Райли, переплыла пролив Кука в 12 лет 12-летняя Кейтлин О’Райли, переплывшая пролив Кука

Зато все рекорды побил обыкновенный пожарник Филип Раш. Этот парень 10 раз переплыл Ла-Манш, а затем 8 раз переплыл пролив Кука. При этом у него было 2 двойных перехода. Первый в марте 1984 года и второй в феврале 1988 года. Не надо забывать, что это Южное полушарие, и там всё наоборот. Зимние месяцы на севере являются летними на юге.

Но на коварный пролив замахиваются не только взрослые, но и дети. Своенравный водоём преодолел 11-летний Адитья Раут, а после него в холодные морские воды ступила 12-летняя девочка Кейтлин О’Райли. В общей сложности к 2010 году насчитывалось 65 пловцов, преодолевших пролив Кука. А самой зрелой стала канадка Мэрилин Корзеква. В 2016 году ей исполнилось 58 лет. И сразу же после дня рождения бесстрашная дама покорила участок воды, разделяющий Северный и Южный острова.

Также будет интересно  Река Барак

Отсюда видно, что не так страшен чёрт, как его малюют. Люди покоряют пролив, причём не силой разума, а всего лишь силой мускулов. Что же касается разума, то есть планы создать возле пролива ветряные станции для выработки электроэнергии. Дело хорошее, нужное, необходимо лишь обуздать грозные силы природы и заставить их приносить пользу людям.

Максим Шипунов

Будет интересно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin(*uN/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика Adblock
detector