Нечистая сила Дэн Купер или самое таинственное преступление XX века
Дэн Купер (Dan Cooper) – до сих пор неизвестный мужчина, угнавший 24 ноября 1971 года самолёт Boeing 727 в воздушном пространстве США между Сиэтлом (штат Вашингтон) и Портлендом (штат Орегон). В качестве выкупа преступник требовал 200 тыс. долларов (эквивалентно 1,16 млн. долларов в 2015 году). Получив требуемую сумму, он спрыгнул с парашютом, и дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Это самое таинственное преступление XX века.
Хронология событий
Преступник приобрёл авиабилет по псевдониму Дэн Купер за 18 долларов 52 цента в аэропорту Портленда до Сиэтла. В 1971 году не было никаких рамок металлоискателей и рентгеновских установок, поэтому пассажир без проблем прошёл контроль и попал в салон самолёта, выполняющий рейс 305 Северо-Западных авиалиний (NWA).
Купер занял место 18С (по другим данным 18Е или 15D) в задней части салона. Всего этим рейсом летело 36 пассажиров. Когда лайнер взлетел, мужчина закурил сигарету и заказал бурбон с содовой. Внешне он выглядел лет на 40-45 с ростом примерно 1,78 м – 1,83 см. На пассажире был лёгкий тёмный плащ, тёмный костюм, белая рубашка, чёрный галстук с перламутровой булавкой, мокасины.
Когда стюардесса Флоренсис Шаффнер принесла заказ, мужчина передал ей записку. Девушка решила, что это очередной ловелас хочет её закадрить. Она равнодушно сунула послание в карман униформы, даже не посмотрев, что там написано.
Однако пассажир тихим и твёрдым голосом произнёс: «Мисс, настоятельно советую прочитать послание. У меня с собой бомба». Девушка достала записку, развернула и прочитала следующее: «В моём кейсе лежит бомба. Я использую её в случае необходимости. Сядьте рядом со мной. Ваш самолёт угнан».
Шаффнер села рядом и тихим голосом попросила показать бомбу. Купер приоткрыл кейс, и девушка увидела в нём 8 красных цилиндров и множество проводов, покрытых красной изоляцией. После этого угонщик продиктовал условия. Он требовал 200 тыс. долларов 20-долларовыми купюрами, 4 парашюта, из которых 2 основных и 2 резервных, и чтобы в Сиэтле стоял бензовоз для заправки.
Стюардесса выслушала условия и ушла в кабину пилотов. Те тут же доложили об угоне на землю диспетчеру. После такого сообщения были подняты по тревоге силы местной полиции и ФБР. Власти решили, что жизнью пассажиров рисковать нельзя. Поэтому они согласились выполнить все условия угонщика.
Но чтобы собрать нужную сумму, требовалось время. Поэтому самолёт более часа кружил над Сиэтлом, и только после этого сел. Всё это время Дэн Купер вёл себя абсолютно спокойно. Он заказал ещё бурбон, заплатил и дал Флоренсис чаевые. Также попросил доставить на борт пищу для экипажа после приземления авиалайнера.
Когда местные власти выполнили все требования, угонщик отпустил пассажиров, старшего бортпроводника Алису Хэнкок и бедняжку Флоренсис, натерпевшуюся больше всех. На борту остался экипаж и бортпроводница Тина Макклоу.
После этого преступник изложил следующие условия: взлететь и взять курс на Мехико. Лететь на высоте 3 тыс. метров над землёй со скоростью 315 км/ч. Экипаж должен сидеть в кабине и не выходить из неё. Рядом с угонщиком должна постоянно находиться стюардесса Тина Макклоу.
Авиалайнер поднялся в воздух и полетел указанным маршрутом. Вслед за ним в воздух поднялись 2 истребителя F-106 ВВС США. Через некоторое время Дэн приказал Тине идти в кабину пилотов. Как только девушка устроилась рядом со своими коллегами, замигал световой индикатор, указывающий на то, что открыт задний трап. На разгерметизацию салона также указало изменение давления воздуха в кабине.
Пилоты запросили угонщика по внутренней связи, но в ответ им была тишина. Тогда один из пилотов открыл дверь и вышел в салон. Он увидел, что пассажирское кресло, в котором сидел угонщик, пустует. Его вообще не было в самолёте. Купер покинул судно через задний выход. На сиденье остался лежать лишь галстук с перламутровой булавкой и окурки сигарет Raleigh.
ФБР предположило, что преступник покинул борт над юго-восточной частью штата Вашингтон и приземлился вблизи озера Мервин (искусственный водоём). Самолёт в это время был закрыт плотными облаками, и парашютиста военные лётчики, управлявшие истребителями, не заметили.
Фоторобот Дэна Купера, составленный ФБР
Расследование
Боинг 727 благополучно сел в Рено с опущенным задним трапом. Взлётно-посадочную полосу тут же окружили агенты ФБР. Они поднялись на борт и тщательно осмотрели салон, но нашли только 2 из 4-х парашютов. Кейс с бомбой и деньги найдены не были. Местность, где предположительно должен был приземлиться угонщик, тщательно прочесали, но никаких следов приземления парашютиста не обнаружили.
Все люди, общавшиеся с Купером на борту самолёта, были тщательно допрошены. С их слов составили фоторобот, но никто не смог по нему опознать конкретного человека. Весной 1972 года сразу же после оттепели команда агентов ФБР, 200 солдат из Форт-Льюиса и гражданские добровольцы ещё раз досконально прочесали предполагаемую местность приземления воздушного налётчика.
Дно озера Мервин также было тщательно исследовано. Две местные женщины наткнулись на скелет в заброшенном сарае в округе Кларк. Но его идентифицировали как останки девочки-подростка, которую похитили и убили за несколько дней до воздушного инцидента. В конце концов, власти вынуждены были прекратить поиски, так как время шло, а они не давали никаких результатов.
В конце 1971 года ФБР направило номера купюр, выданных Куперу, в банки, казино, ипподромы и другие организации, проводящие крупные денежные операции. Номера разошлись по большинству стран мира, но похищенные купюры так и не были обнаружены. В 1972 году двое мужчин использовали поддельные 20-долларовые купюры с указанными серийными номерами. Двигало ими желание прославиться, выдавая себя за знаменитого воздушного угонщика. Однако эти господа были быстро разоблачены и арестованы полицией за изготовление фальшивых купюр.
В феврале 1980 года 8-летний мальчишка Брайн Ингрэм, во время отдыха с семьёй на реке Колумбия, нашёл в 14 км от Ванкувера три пакета с 20-долларовыми купюрами на общую сумму 5800 долларов. В ФБР эти деньги проверили и подтвердили, что они как раз из той похищенной партии. Сразу же возникло огромное количество вопросов и предположений, но ответов на них не было.
В 1988 году со дна реки Колумбия на том же участке подняли парашют. Но эксперты установили, что это был не тот парашют, с которым прыгал Дэн Купер. В 2008 году в 10 км от озера Мервин был обнаружен ещё один парашют. Однако он оказался времён Второй мировой войны.
20-долларовые купюры, найденные Брайном Ингрэмом на реке Колумбия
Версии и предположения
В настоящее время сотрудники ФБР считают, что преступник был очень осторожным и проницательным. Он попросил 4 парашюта, чтобы местные власти подумали, что он заставит заложников прыгать вместе с ним. Преступник выбрал Боинг 727-100, так как он имел задний бортовой трап, а двигатели у него расположены достаточно высоко, чтобы осуществить прыжок без риска получить ожоги от реактивных выхлопов.
В то же время специалисты отметили, что Купер не имел профессиональных навыков прыжков с парашютом. Опытный парашютист не стал бы прыгать ночью при сильном ветре и температуре за бортом -57 градусов по Цельсию в пальто и мокасинах. Это было бы слишком рискованно. Угонщик даже не потребовал, чтобы ему принесли шлем. Он взял с собой рабочий и запасной парашюты, но второй был учебным, то есть зашитым. Опытный профессионал просто не мог не проверить состояние парашютов перед прыжком.
ФБР категорически утверждало и утверждает, что Дэн Купер не мог выжить с самого начала. Прыгать в горной местности без карты, без необходимого оборудования, при ужасных погодных условиях, означает изначально обречь себя на смерть.
Подозреваемые
С 1971 года ФБР проверило более 1000 потенциальных подозреваемых, но все они были исключены. Однако помимо правоохранительных органов существует ещё и мнение журналистов. Так многие из них считают, что угонщиком самолёта мог быть Кеннет Кристиансен. Он служил в армии и имел навыки прыжков с парашютом. В 1971 году жил в штате Вашингтон. В 1972 году неожиданно купил себе дом за 25 тыс. долларов. Он любил вечером выпить стакан бурбона и курил сигареты Raleigh.
В 1994 году, умирая от рака, он сказал своему родному брату Лайлу: «Существует одна вещь, которую я хотел бы тебе рассказать, но, к сожалению не могу этого сделать». В последствии Лайл стал утверждать, что его брат очень похож на фоторобот, составленный в 1971 году. Однако ФБР чрезвычайно скептически отнеслось к подобным утверждением. Его сотрудники заявили, что Кристиансен мало похож на угонщика самолёта и не может рассматриваться в качестве подозреваемого. Таким образом, самое таинственное преступление XX века так и осталось нераскрытым.
PS
Примечательно то, что Дэн Купер вписал своё вымышленное имя в историю авиации не только в качестве преступника. После совершённого преступления Боинги-727 стали оснащать специальным устройством, которое не давало открыть в полёте люк заднего трапа. Это устройство назвали «лопаткой Купера».
Вадим Сухов