Человеческий мозг Сдерживай свой гнев
Все мы знаем, что слово – не воробей, если вылетит, не поймаешь. Известно также, что молчание приравнивается к золоту. Лучше промолчать, чем сказать что-то такое, о чём придётся потом горько сожалеть. Максимальное недержание слов происходит во время гнева. Тут уж человек не сдерживается и говорить всё, что приходит ему на ум. А ведь слово ранит ничуть не меньше, чем тот же нож.
Поэтому можно дать хороший совет: сдерживай свой гнев, не выливай на собеседника поток обвинений и оскорблений. Всегда помни, что гнев и раздражение – это удел слабых и недалёких людей. Сильный и умный человек никогда не будет кричать и оскорблять. Он всегда найдёт достойное решение. А грубые слова абсолютно непродуктивны. К тому же оппонент тоже может начать оскорблять. И чем всё это закончится?
Терпеливость, вежливость и воспитанность идут рука об руку с мудростью. Ведь мудрость никогда не позволит, чтобы эмоции взяли верх над разумом. А поэтому, если вдруг на кого-то накатывает приступ гнева, то нужно сразу же погрузиться в молчание, сделать несколько глубоких вдохов, выдохов и досчитать до 100. После этого вспышка гнева затухнет сама собой, а на смену буре эмоций придут рассудительность и спокойствие.
В любом конфликте присутствуют две стороны. И каждая сторона считает, что именно она-то и права. Но во время гневных обвинений выясняется, что никто не прав. Однако спорщики об этом не догадываются. Увлекшись оскорблениями, они даже могут забыть, из-за чего вообще возник конфликт. Всё это ужасно и непродуктивно. К тому же впустую растрачивается огромное количество энергии, и вместо созидания получается хаос.
Итак, сдерживай свой гнев, и всё будет отлично. А чтобы в ещё большей мере уяснить данное правило, можно познакомиться с даосской притчей. Она в оригинальной форме объясняет, почему гнев абсолютно непродуктивен, глуп и лишён всякого смысла.
Жил великий учитель по имени Вейжа. У него было много учеников, а одного из них звали Ксино. И этот Ксино всегда искренне восхищался своим мудрым учителем. Мудрость и проницательность Вейжы не знали границ. К тому же он был чрезвычайно добрым и отзывчивым. Но больше всего ученика поражало то, что учитель никогда и ни с кем не ругался.
Никогда учитель не бранился и не повышал голоса, хотя иногда случались ситуации, когда другой человек ни за что бы не сдержался. Но Вейжа молчал, а иногда просто уходил, чтобы побыть в одиночестве.
И вот как-то Ксино остался наедине с учителем. Случилось это на природе, возле реки. Сидели они у воды, и ученик осмелился спросить:
– Послушайте, учитель, как вам удаётся всегда сохранять полное самообладание и спокойствие? Я вас знаю уже давно, но ни разу не видел, чтобы вы впадали в состояние гнева и с кем-то ругались, хотя поводов для этого хватало. К тому же есть люди, которых совсем не лишним будет побранить или хорошенько огреть палкой.
Учитель внимательно посмотрел на ученика и произнёс:
– Я не всегда был спокойным и выдержанным. В годы юности я во многом походил на тебя и на многих других. Был вспыльчивым, резким, горячим. Любое грубое слово разжигало во мне огонь ярости. Я бросался к обидчику, начинал браниться, а иногда и распускал руки.
– Но как же вы справились с собой, стали спокойным, уверенным, немногословным?
– Мне помог один случай, а главным действующим лицом в нём была лодка, просто пустая лодка.
– Так расскажите, учитель, мне очень интересно узнать подробности!
– Ну раз хочешь узнать, то слушай. В молодые годы у меня было совсем мало развлечений. Но я являлся владельцем лодки. Мне подарил её отец, и я взял за правило плавать на лодке по реке. Это давало мне возможность побыть в одиночестве, подумать, осознать в тишине и покое много самых разных вещей.
И вот как-то, после трудного и тяжёлого дня, я сел в лодку и поплыл. Спокойная гладь реки усыпила меня. Я погрузился в спокойный сон, но вдруг проснулся от сильного удара. Я ещё не успел окончательно проснуться, как оказался в холодной воде. Придя в себя, я увидел другую лодку. Она с силой врезалась в мою и перевернула.
Я взобрался на свою плавающую вверх дном посудину и испытал чувство сильной ярости к тому человеку, который допустил столкновение. Меня охватило желание надавать этому ротозею хороших тумаков. Я начал кричать обидные слова, но вдруг увидел, что в той лодке никого нет. Она была пустой. Видимо хозяин её плохо привязал, и лодка поплыла по течению. Она была большая, тяжёлая, и, столкнувшись с моей маленькой лодкой, перевернула её.
Что оставалось мне делать? Я догрёб до берега, там перевернул свою лодку и добрался до дома. И этот случай преподнёс мне очень важный жизненный урок. Ты впадаешь в гнев и хочешь его выплеснуть. Но на кого ты его обрушиваешь? В данном случае на бездушный предмет. А если бы в лодке находился человек, который тоже искупался бы в холодной воде. Он оказался бы таким же пострадавшим. И какой толк от гнева, что бы он смог изменить?
И так в любой жизненной ситуации. Гнев её не улучшает, а только усугубляет. В нём нет ничего позитивного, а есть один лишь вред. Так сдерживай свой гнев, так как он ничего не доказывает, а лишь лишает энергии, которую можно направить на созидание.
Стас Анисимов