Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Тайна субмарин

Плавание на подводных лодках во все времена считалось довольно рискованным предприятием. Море с его бездонными глубинами вообще опасно для человека, а тут огромное стальное судно держится не на поверхности, а опускается в толщу воды. Не каждый храбрец отважится оказаться на борту подобного корабля. К тому же подводные "круизы" продолжаются не день, не два, а неделями и месяцами. Соответственно и люди в команду подбираются психологически устойчивые, мужественные и идейные. Это особая каста морских офицеров и матросов. С ней вровень могут встать разве что военные лётчики и космонавты.

Подводную лодку принято называть субмариной. На латинском языке "sub" означает "под", а "marina" – "морская". До Первой мировой войны эти суда гибли очень часто из-за технических неисправностей и огрехов в конструкции. Во времена Второй мировой войны подводные субмарины также шли на дно не только по вине противника, но и из-за поломок и неполадок. По этой причине их погибло более ста.

Однако, начиная с 50-х годов XX века, благодаря значительному улучшению технологий, количество аварий сократилось. За последующие 50 лет нашли свой конец на морском дне 24 подводные лодки. Эта цифра не очень большая, но и не маленькая. К тому же не все исчезновения напичканных оружием военных кораблей получили объяснение специалистов. Гибель некоторых судов представляет собой загадку. Её можно обозначить как тайна субмарин. Мы рассмотрим 3 исчезновения огромных военных кораблей, которым не было найдено объяснений.

фотография субмарины Скорпион
Атомная субмарина "Скорпион" с экипажем

Субмарина "Скорпион"

Субмарина "Скорпион" (SSN-589) – это атомная подводная лодка ВМФ США. Спустили её на воду в декабре 1959 года. Длина корпуса по ватерлинии 76,8 метров. Ширина – 9,45 метров. Подводное водоизмещение 3513 тонн. Номинальная глубина погружения – 210 метров. Максимальная глубина – 300 метров. Под водой этот огромный крейсер мог развивать скорость 30 узлов. В оснащение корабля входил ядерный реактор. Экипаж состоял из 99 человек.

Подводная субмарина достойно несла службу в морских водах, а в начале 1967 года прошла капитальный ремонт. В марте 1968 года лодку ввели в состав Средиземноморского флота США. Она стала нести боевое дежурство в водах Атлантики и Средиземного моря, оберегая мир от ядерной катастрофы. В мае лодка направилась в базу Норфолк (Англия). Там ей должны были сделать плановое обслуживание, да и экипажу пора было отдохнуть.

21 мая 1968 года "Скорпион" передал обычный сигнал на командный пункт. В нём сообщалось, что лодка находится в центральных водах юго-западнее Азорских островов. После этого больше никаких сигналов с подводного крейсера не поступало. В течение 3-х дней с судном пытались наладить радиосвязь, но эфир молчал. 5 июня было официально объявлено о пропаже подводного судна и начались масштабные поиски. Продолжались они 5 месяцев, но не принесли никаких результатов.

фотография капитана субмарины Скорпион
Капитан атомной субмарины "Скорпион"
Фрэнсис Этвуд Слеттери (1931-1968)

Район поисков находился юго-западнее Азорских островов на 700 км. Это открытый океан, где глубина составляет 3000 метров. Найти в таких водах затонувшую субмарину представлялось очень сложной задачей. Уже через месяц масштабы поисков значительно сократились. Осталось только несколько судов и самолётов, которые продолжали "прочёсывать" океан. В конце июня командование ВМФ признало "Скорпиона" утерянным, хотя для очистки совести поиски продолжались.

Люди постепенно стали забывать о трагедии. Однако в середине июля среди газетчиков появился слух о загадочной магнитной плёнке, якобы находящейся в штабе командования ВМФ. На ней были записаны переговоры между подводным крейсером и военно-морской базой. Из этой записи явствовало, что затонувшая субмарина незадолго до гибели преследовала какую-то необычную цель. При этом странный объект обладал огромной скоростью, которую не могло развить ни одно судно планеты.

Подобные сомнительные слухи адмиралы комментировать отказались. В то же время они завуалировано намекнули, что к пропаже судна приложили руку русские. Однако после завершения поисков, как и положено по закону, состоялось судебное разбирательство. В этом не было ничего удивительного. Но представителей печати насторожило то, что некоторые материалы, напрямую связанные с данным вопросом, оказались засекреченными для общественности. С ними ознакомили лишь узкий круг лиц из комиссии Конгресса.

Всё это явно указывало на какие-то секреты, которые не хотели разглашать высокопоставленные военные моряки. По окончанию судебных слушаний никакого окончательного решения вынесено не было. Заключение комиссии гласило, что причиной трагедии стало сочетание человеческого фактора и механических неисправностей. Ни о каком загадочном объекте, который преследовал "Скорпион", не упоминалось.

Можно, конечно, допустить, что тайна субмарин никак не связана с гибелью подводного атомного крейсера в водах Атлантического океана. Но всё дело в том, что в 1968 году имели место ещё 2 загадочные трагедии, напрямую связанные с подводными лодками. Причём произошли они с интервалом в двое суток в самом начале злополучного года.

фотография субмарины Дакар
Израильская субмарина "Дакар"

Субмарина "Дакар"

Трагична и непонятна судьба израильской подводной лодки "Дакар". Это крупное судно с подводным водоизмещением 1560 тонн. Длина корпуса по ватерлинии 84,3 метра. Ширина – 7,8 метра. Подводная скорость 12 узлов. Экипаж насчитывал 69 человек. Построена субмарина была в 1945 году в Великобритании. В 1965 году была куплена Израилем. После обучения экипажа 9 января 1968 года направилась из Портсмута в израильский порт Хайфу. На судне никакого вооружения не было. В место назначения оно должно было прибыть 29 января.

15 января подводная лодка появилась в Гибралтаре. Утром 24 января проследовала мимо острова Крит. 25 января в 6 часов утра должен был состояться очередной сеанс радиосвязи, но субмарина "Дакар" не ответила на позывные. Были организованы масштабные поиски, продолжавшиеся до 6 марта 1968 года. Закончились они безрезультатно. Причина гибели судна так и осталась неизвестной.

Во время поиска субмарины практически никто не обратил внимания на сообщение, поступившее с рыбацкого судна, которое 25 января находилось в 40 милях от "Дакара". Командир корабля и рулевой видели большой светящийся предмет овальной формы. Он плыл у самой поверхности воды и пересёк курс рыболовецкой шхуне в каких-то 50 метрах от неё. Капитан даже испугался, что они могут столкнуться, но всё обошлось.

Светящийся объект не был морским животным. Не был он и подводной лодкой, так как ни одна из них не светится в воде. В то же время рыбаки подумали, что это может быть как-то связано с пропавшим израильским кораблём, поэтому поставили в известность людей, занимавшихся поисками. Сообщение приняли к сведению, но этим всё и ограничилось.

Нашли останки израильской подлодки 29 мая 1999 года. Лежало судно на глубине 3000 метров между Критом и Кипром. Оно было обследовано глубоководными роботами и сфотографировано. Но причину трагедии не выяснили, а тайна субмарин получила своё продолжение в следующей катастрофе.

фотография субмарины Минерв
Французская субмарина "Минерв"

Субмарина "Минерв"

Французская субмарина "Минерв" (S647) относилась к типу "Дафнэ". Всего в ВМФ Франции насчитывалось 11 таких лодок. Последняя из них была снята с эксплуатации в 1990 году. Длина корпуса по ватерлинии составляла 58 метров. Ширина равнялась 7 метрам. Подводное водоизмещение 1045 тонн. Подводная скорость 16 узлов. Эта лодка имела дальность хода почти 9 тыс. км и высокий запас прочности. Экипаж состоял из 45 человек.

27 января 1968 года эта субмарина, находясь на перископной глубине (15 метров) в Средиземном море, передала радиосообщение. В нём говорилось, что на радарах обнаружен странный объект. Он движется за лодкой уже в течение 10 минут. Командование приказало выяснить, что это за объект. После этого "Минерв" начала погружение. Через некоторое время от неё поступило сообщение, что глубина составляет 50 метров, а неопознанный объект находится ниже. После этого связь с судном прервалась. Глубина в этом месте составляла 2500 метров.

Поиски пропавшей подлодки ничего не дали. По сей день о ней и экипаже ничего не известно. Таким образом, с интервалом 2 суток в Средиземном море бесследно исчезли 2 субмарины. В обоих случаях рядом присутствовал непонятный объект. Что это было? Секретное оружие русских или может быть какое-то инопланетное оборудование? Что касается первого, то вряд ли. А вот инопланетный след можно допустить. Именно благодаря ему, тайна субмарин могла бы перестать быть таковой. Но официально подобные вещи никем не признаются. А поэтому остаётся лишь строить самые невероятные гипотезы, на которые пока нет ответов.

Юрий Сыромятников