Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Линкор "Императрица Мария"

Линкор "Императрица Мария" считался флагманом Черноморского флота. Это был дредноут, то есть корабль, имевший на вооружении только орудия крупного калибра. На судне располагалось 12 орудий калибра 305 мм, 20 орудий калибра 130 мм и 5 орудий калибра 75 мм. Это была настоящая плавучая крепость, развивающая скорость почти 40 км/ч (21 узел). Длина корабля составляла 168 метров, ширина равнялась 23 метрам.

Строительство линкора началось летом 1911 года на верфях города Николаева. В состав Черноморского флота могучий броненосец вошёл в начале июля 1915 года. Он сразу принял активное участие в боевых действиях. Ведь шла Первая мировая война, которая по своим масштабам ничуть не уступала Второй мировой войне. В 1916 году командование Черноморским флотом было возложено на вице-адмирала Колчака. Новый командующий сделал дредноут флагманским кораблём. А тот уже под адмиральским флагом продолжал крушить врага и наводить на него ужас.

Фотография линкора Императрица Мария
Флагман Черноморского флота линкор "Императрица Мария"

Трагедия

20 октября 1916 года корабль стоял на севастопольском рейде. В 6 часов 20 минут раздался сильный взрыв. Рвануло в погребе под первой башней, где хранилась часть боекомплекта снарядов калибра 305 мм. Вверх взметнулся огромный столб пламени. Взрывом разнесло палубу за первой башней, уничтожило боевую рубку, разворотило носовую трубу и повалило фок-мачту. Прямо за башней образовалась огромная дыра, из которой валил дым.

В носовой части судна в это время находилось много нижних чинов. Все эти люди были либо убиты, либо обожжены. Большая часть тел оказалась за бортом, выброшенная туда взрывом огромной силы. В довершению ко всему отключилось эл. питание и вышли из строя пожарные насосы.

Сразу же после взрыва команда линкора затопила погреба 2-й, 3-й и 4-й башен. К кораблю подошли катера с пожарными шлангами. Начались работы по тушению дредноута. Всё было сделано быстро, чётко и оперативно, поэтому к 7 часам пожар уже начал стихать. Судно стояло на ровном киле, и у людей появилась уверенность, что флагман и гордость Черноморского флота будет спасён.

Но в 7 часов 7 минут раздался второй взрыв. По своей мощности он ничем не уступал первому. Корабль содрогнулся и начал оседать носом в воду, появился крен на правый борт. После того, как носовая часть скрылась под водой, дредноут перевернулся вверх килем и быстро затонул на глубине 18 метров. В общей сложности погибли 225 человек, ранения получили 85 человек.

Фотография горящего линкора
Горящий линкор после взрыва

Трагическая гибель корабля вызвала большой резонанс в империи. В Севастополь были направлены лучшие специалисты. Они незамедлительно начали разрабатывать мероприятия по подъёму судна. Было создано несколько проектов, но выбрали самый простой и эффективный. Он предусматривал вытеснение воды из корпуса сжатым воздухом. Дредноут должен был всплыть кверху килем. В таком состоянии его планировалось отвести в док и попробовать перевернуть, заполняя отсеки водой по одному борту.

В декабре 1916 года вода была вытеснена из кормовых отсеков. Корма появилась из воды, а в начале 1917 года над тёмной водной поверхностью появился весь корпус. Но тут начались политические перетряски. Поэтому лишь в августе 1918 года линкор "Императрица Мария" был отбуксирован в док. С него сняли орудия калибра 130 мм и часть оборудования. Но переворачивать судно в условиях Гражданской войны никто не стал. Дредноут оставался в доке кверху килем вплоть до 1923 года. Затем его вывели и поставили на мель прямо у выхода из бухты.

В течение 3-х лет новое руководство Черноморским флотом пыталось решить судьбу корабля. Наконец, было принято решение его разобрать. В 1927 году судно вернули в док и разобрали. Снятые с дредноута орудия были отремонтированы и впоследствии приняли участие в Великой Отечественной войне в составе береговой обороны.

Фотография перевёрнутого кверху килем линкора
Перевёрнутый кверху килем линкор. В таком состоянии он пробыл много лет и, судя по фотографии, являлся местной достопримечательностью

Почему затонул линкор "Императрица Мария"?

Но почему же всё-таки затонул флагманский корабль, что послужило причиной 2-х мощных взрывов? В 1933 году на судоверфи города Николаева были совершены диверсии. Сотрудники ОГПУ задержали агентов иностранных разведок. Среди арестованных оказался некий Виктор Верман. Ещё в 1908 году он был завербован немецкой разведкой, а затем поменял хозяев и начал служить Великобритании.

Надо отметить, что чекисты тех лет умели допрашивать арестованных шпионов. С Верманом сильно не церемонились. Крепкий кулак следователя впечатался ему в челюсть. Выплюнув сгусти крови и обломки зубов, вражеский агент рассказал верным ленинцам всё, что знал. Шепелявым голосом он поведал, что в 1916 году являлся руководителем немецкой агентуры в Севастополе. Именно под его руководством был организован взрыв "Императрицы Марии".

Против Вермана Советское государство применило высшую степень социальной защиты. Вражеского агента расстреляли. Но можно ли верить его показаниям? Здесь сложно что-либо сказать. У чекистов сознавались все и приписывали себе не только то, что было, но и то, чего не было. Однако каждый согласится, что просто так погреба на военных кораблях не взрываются. Поэтому диверсия является наиболее приемлемым вариантом в данном случае. А вот кто её совершил и как – тут остаётся только гадать и строить предположения.

Александр Арсентьев