Панчен-лама: судьба тибетского духовенства в коммунистическом Китае

Панчен-лама: судьба тибетского духовенства
в коммунистическом Китае

Панчен-лама – второе духовное лицо тибетского буддизма. Если вы отправитесь в путешествие в Китай, то, наверняка, услышите грустную историю жизни Панчен-ламы X (1938-1989). В тяжелый для Тибета момент, когда территория была признана китайской, монастыри национализировались, монахов подвергали репрессиям, а Далай-лама удалился из Тибета, инкарнацию Панчен-ламы опознали в 1949 году в возрасте 11 лет в Синине, без одобрения из Лхасы. Он попал в руки коммунистов и на протяжении многих лет был главным духовным лицом буддистов, когда власти Китая утвердили за собой прерогативу утверждать эти должности.

Однако его относительно благополучное положение изменилось в 1959 году, когда он открыто признал изгнанного Далай-ламу истинным правителем Тибета. В 1961 году в беседе с Мао до той поры послушный ставленник Пекина попытался раскрыть Председателю глаза на ужасающие условия жизни в Тибете, ратуя о помощи, свободе вероисповедания и прекращении множества арестов. Мао заверил Панчен-ламу, что приложит все усилия для нормализации ситуации в Тибете, но ничего не изменилось. Отказ от обвинительной речи в адрес Далай-ламы, к которой его склоняли коммунисты, обернулся последовавшим отлучением от публичных выступлений.

Только в 1964 году, во время Великого празднества молений Монлам в Лхасе, Панчен-лама смог обратиться к народу. Выступая перед аудиторией в 10 000 человек, он вновь пренебрег инструктажем коммунистических идеологов и закончил свою речь словами: «Да здравствует Далай-лама!» После выступления он был сразу же заключен под домашний арест, а китайцы развязали компанию по искоренению реакционной клики Панчен-ламы. Судилище над мятежным духовным лицом в августе 1964 года продолжалось семнадцать дней — по вынесении приговора он был заключен в тюрьму на 14 лет, где, подвергаясь пыткам и унижениям, пытался покончить жизнь самоубийством.

В 1978 году Панчен-лама был освобожден, и китайцы попытались преподнести его освобождение как доказательство изменения их политики в отношении Тибета. С той поры он никогда уже больше не критиковал публично китайцев, а в частных беседах ратовал за сохранение тибетской культуры любой ценой. Некоторыми тибетцами такая позиция была расценена как продажная, другие во время приездов в Тибет встречали его как героя. Умер он в 1989 году от сердечного приступа, как заверяют китайцы. Хотя в народе ходят слухи о его отравлении.

Поиски Панчен-ламы XI были сложными. Суть споров сводилась к тому, кто же именно — Далай-лама или китайское правительство — имеет право идентифицировать следующую инкарнацию. Поисками занимался также настоятель монастыря Ташилумпо Чадрел Ринпочэ, первоначально следовавший традиционной схеме выявления необычных детей, сведения о которых сообщали ему монахи. 25 января 1995 года Далай-лама опознал новую инкарнацию Гедуне Чокьи Ньиме, сыне врача, но в целях обеспечения безопасности ребенка воздержался от публичного провозглашения его вторым после себя лицом в духовной жизни буддистов. Удивительно или нет, но комитет по поиску с Чадрелом Ринпочэ во главе также указал на этого мальчика.

Китайцы заявили, что выбор следует производить путем жеребьевки, доставая таблички с кандидатами из Золотой урны — золотой вазы XVIII века, одной из двух, что использовал император династии Цин Цяньлун для решения спорных вопросов в своих землях. Против этого возражал Чандрел Ринпочэ. Далай-лама, сознавая возможную реакцию китайских властей на объявление Панчен-ламы, признал им Гедуна Чокьи Ньиму. На следующий день Чандрел Ринпочэ вернулся в Тибет, но был арестован. Через несколько дней Гедун Чокьи и его семья были доставлены к властям.

Известно, что их всех посадили в самолет — после этого они исчезли. Китайцы заверяют общественность, что они лишь спрятали их «для защиты». Но в этом заставляет усомниться тот факт, что вскоре после исчезновения семьи Чокьи 50 партийных чиновников приехали в Ташилумпо для выявления монахов, сохранявших лояльность Далай-ламе и одобрявших его выбор.

Вспыхнувший в июле открытый мятеж монахов был подавлен силами полиции. К концу 1995 года власти восстановили контроль над ситуацией, и церемония жеребьевки состоялась — в Джоканге в Лхасе. Пожилой монах вытащил из Золотой урны табличку с именем мальчика, Гьяйцэна Норбу. В Ташилумпо была проведена торжественная церемония его произведения в Панчен-ламы, после чего мальчика повезли в Пекин, демонстрировать публике.

Между тем, местонахождение и судьба Гедуна Чокьи Ньимы и его семьи до сих пор остаются неизвестны. Что по этому поводу думает население Китая, не сообщается, но уже сотни людей в Тибете оказались в тюремных застенках за свою убежденность в том, что именно Чокьи и есть инкарнация Панчен-ламы.

Маршрут по Китаю через Тибет убедит вас в непростом отношении тибетского населения к китайскому правительству. Экскурсионные и паломнические поездки в Тибет можно устроить при организации туров в Китай из Москвы и других городов России и СНГ на портале Туристическая Планета.

Будет интересно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin(*uN/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика Adblock
detector