Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Опенспейсы – польза или вред?

Что такое опенспейсы? Это открытые офисы, то есть помещения, в которых убраны все перегородки. В такие просторные комнаты сажают по несколько десятков сотрудников, и все они работают, практически, на глазах друг у друга. Работодатели считают, что при подобной организации рабочих мест заметно повышается производительность труда. Однако у данной модели есть немало противников.

Среди оппонентов бытует мнение, что основой сосредоточенности на работе является личное пространство. Человек должен сидеть в отдельном кабинете, а не на глазах у всех заниматься производственными вопросами. Если же каждое движение попадает под пристальный взгляд коллег, то это создаёт чувство дискомфорта и мешает концентрации внимания.

Работа в открытом офисе

Вот как описала подобную ситуацию сотрудница одного из рекламных агентств: «Год назад мы перебрались из маленьких уютных кабинетов в одно большое и просторное помещение. До этого в течение 9 лет я прекрасно справлялась со своими обязанностями, но теперь, оказавшись за общим столом со своими коллегами, почувствовала себя крайне дискомфортно.

Было такое ощущение, что с меня сорвали все одежды и оставили в нижнем белье на глазах у всех. При этом следует отметить, что само офисное помещение отвечало самым лучшим стандартам. Оно было просторным и светлым, но в нём царила гнетущая атмосфера.

По соседству со мной оказалась милая полная женщина. Она весь день громко кричала по телефону, заразительно смеялась и успевала слушать музыку. В конце рабочего дня я чувствовала себя полностью выжатой. Ни о какой эффективной работе и речи идти не могло. Чтобы спасти ситуацию, я купила наушники. Они надёжно защитили меня от внешних шумов, но не от любопытных и всё замечающих глаз окружающих».

Несмотря на явные проблемы и недостатки, опенспейсы уверенно шагают по территории США. На сегодняшний день 75% офисов в этой стране не имеют перегородок, и сотрудники сидят в одном общем помещении. Пионерами данной модели являются такие крупные и известные компании как American Express, Google, Facebook. А вот гендиректор Yahoo планирует создать открытый офис на 3 тыс. человек.

Главным идеологом идеи открытых пространств считают бывшего мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Тот, находясь на высоком административном посту, приказал убрать перегородки между кабинетами чиновников. Это сделало местную мэрию символом открытости и доступности. Так, по-крайней мере, считает сам бывший мэр.

Перепланировка офисного мира Америки заметно снизила затраты на благоустройство рабочих мест. В то же время работодателям стало более удобно контролировать сотрудников. А вот что касается производительности труда, то она ничуть не повысилась, а наоборот, наметилась тенденция к её снижению.

В 2013 году были проведены социологические исследования по данному вопросу. Выяснилось, что сотрудники, сидящие в опенспейсах, регулярно отвлекаются на самые разные внешние факторы. Это отнюдь не способствует эффективной трудовой деятельности. 58% сотрудников выражают недовольство по поводу того, что каждое сказанное ими слово слышат окружающие. Около 30% чувствуют себя дискомфортно, так как всё рабочее время находятся на виду у своих коллег.

Что же касается более удобного и быстрого взаимодействия с окружающими, ради которого, собственно, вся эта эпопея с открытыми офисами и затевалась, то 90% опрошенных респондентов, сидящих в закрытых офисах, вообще не видят в этом никакой проблемы. Лишь 10% таких сотрудников склоняются к мысли, что им не хватает более близкого и продуктивного взаимодействия с коллегами.

Противники открытых офисов считают тезисы об общении и товариществе явно популистскими. Людям внушают мысль, что они представляют собой часть чего-то инновационного и прогрессивного, а в это же самое время опенспейсы негативно воздействуют на их психику и отучают от креативного мышления. Зато приватность заметно улучшает эффективность труда и способствует развитию концентрации внимания.

В принципе, открытые рабочие места можно практиковать, но не огульно для всех, а выборочно. В одном открытом помещении могут находиться сотрудники, выполняющие одну и ту же работу. В этом случае близость коллег создаёт определённые удобства. В то же время необходимо учитывать тот факт, что общение с другими работниками должно носить ограниченный характер, а поэтому в любом случае нужны оборудованные личные зоны, способствующие сосредоточенности и комфорту.

Хорошим противовесом опенспейсам является работа на дому. Данная модель обладает высокой эффективностью, и это уже давно доказано. Удалённый работник имеет высокую производительность и отдаёт работе гораздо больше времени, чем его коллега, занимающийся точно таким же делом в офисе. Впрочем, тут всё зависит от работодателя и от его отношения ко всему новому и новаторскому.