Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Двадцать пятый кадр

Что такое двадцать пятый кадр, и почему он вызывает повышенный интерес у людей? Впервые о нём услышали в 1957 году. Некий американский бизнесмен Джеймс Вайкери во время просмотра фильма "Пикник" в кинотеатрах Нью-Джерси с помощью дополнительного проектора проецировал на экран скрытую рекламу "Кока-колы". В секунду при показе фильма кадры сменяются 24 раза. А рекламный кадр получился 25-м. Так и началась история злополучного кадра.

Вайкери заявил, что после просмотра фильма продажа "Кока-колы" возросла в 2 раза. Естественно, это вызывало огромный интерес у рекламодателей. Но предприимчивый Джеймс быстренько запатентовал своё изобретение и открыл собственную компанию по сублиминальной рекламе. Деньги потекли рекой, но уже в 1958 году данный психологический эффект был опровергнут американскими психологами. А после этого вышел закон, запрещающий использование дополнительного кадра.

Но, несмотря на авторитетные заявления специалистов, миф о чудодейственных возможностях двадцать пятого кадра овладел умами людей. И в наши дни существует парадокс. Дополнительный кадр абсолютно безвреден и никак не влияет на психику, однако люди верят в него, а поэтому данная методика работает. Так по-крайней мере утверждают специалисты нейрофизиологи. Это один из феноменов психологического воздействия на массы.

Изображение мозга человека

Почему двадцать пятый кадр не воздействует на психику?

Параметры изображения, воспроизводимого на экране, выбираются так, чтобы оно давало людям максимальные характеристики образа. Но кино и телевидение различаются по своим техническим возможностям. Общим у них является лишь последовательная передача изображения. Различие же в том, что в кино изображение проецируется на экран полностью, а в телевидении изображение воспроизводится при помощи чересстрочной развёрстки.

Что представляет собой изображение? Это совокупность участков с различной яркостью. Все данные глаз передаёт в мозг, а тот воспроизводит полную картину. При этом для считывания сложного образа необходимо дополнительное время. В целом же пропускная способность зрения составляет 50-70 бит/с. Расхождение в величине пропускаемой и поступающей информации лишний раз подтверждает, что зрительная система очень тщательно отбирает образы. При этом информативные образы в 2 раза превышают текстовую информацию. А это доказывает, что двадцать пятый кадр имеет низкую эффективность воздействия, так как представляет собой "скрытый текст".

К тому же надо учитывать, что любое дополнительное изображение воспринимается в искажённом варианте. Тут всё зависит от повышения или понижения яркости переднего плана, что приводит к удалению или приближению общего фона. А зритель психологически принимает за фон большую площадь. Поэтому если воздействовать на глаз малозаметным изображением, то оно может просто слиться с фоном или будет воспринято как искажение общего зрительного образа.

На основании вышесказанного можно смело утверждать, что дополнительный кадр не может психологически воздействовать на человека. А причина здесь в том, что сам процесс адаптации происходит гораздо медленнее, чем передача злополучного кадра. Препятствием также являются пороги чувствительности и пропускной способности зрительного канала. Они часто не могут выделить 25-й объект как единое целое. Не могут также различить его отдельные признаки и распознать в нём информативную составляющую. И, конечно же, в результате этого мозг не может сформировать чувственный образ, который будет влиять на эмоции и желания.

Основополагающую роль в распознавании образов играет накопленный опыт и психологическая деятельность. Поэтому любое дополнительное изображение воспринимается человеком как зрительное искажение. Отсюда ясно, что двадцать пятый кадр не может воздействовать на подсознание, которое представляет собой область неясных чувств, представлений и мыслей.

Получается, что дополнительный кадр не работает. Вернее начинает работать с того момента, когда средства массовой информации разжигают среди людей ажиотаж вестью о массовом воздействии на человеческую психику. Это провоцирует граждан верить в мистическую силу загадочного кадра. И если им сказать, что вот этот рекламный ролик скрытно предлагает купить, скажем, такой-то стиральный порошок, то люди действительно после его просмотра побегут в хозяйственный отдел магазина. Ну а если не говорить, то никто даже не догадается, о чём рассказывала скрытая реклама.

Так что живите спокойно и не бойтесь ни 25-х, ни 26-х, ни других кадров. Просто не берите в голову всё то, о чём трубит пресса. И поверьте, жизнь у вас станет гораздо более спокойной и счастливой.

Валерий Крапивин