Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Манихейство

Манихейство представляет собой религиозное гностическое учение. Возникло оно на территории Ирана в III веке. По своей сути непротиворечивое, связное и логичное. Учение примечательно тем, что пыталось объяснить людям суть добра и зла. Этим оно отличалось от других гностических систем, которые никогда ничего не объясняли и не считали нужным объяснять.

Надо сказать, что сущность гностицизма заключалась в неприятии существующей действительности. Гностиками всегда становились фантасты, мечтатели и богоискатели. Каждый из них пытался придумать свою связную концепцию мироздания. Но ни одна из них никогда не имела ничего общего с научной мыслью.

Изображение Мани

Тот гностицизм, о котором мы сейчас говорим, зародился в Иране, несмотря на то, что парфяне объединились с саками (степные племена, объединившиеся в союз) и изгнали македонян со своих земель. Парфянские цари мужественно противостояли римлянам и грекам на полях сражений, но ничего не могли поделать с эллинской культурой. В столице государства Ктесифоне (32 км от современного Багдада) организовывались театры, где ставились трагедии Еврипида. Образованные люди вели диалоги о философии Платона. Переводились на персидский язык труды Аристотеля. Как следствие, расцвёл и гностицизм.

В 224 году на политическую арену вышел князь из дома Сасана, сын Папака Арташир. Он объединил под своей властью Священную землю Ирана – Парс (родина персидских царей Кира, Дария и др.) и изгнал парфян. Так образовалась династия Сасанидов. Их опорой стало учение Заратустры. Но зороастризм был привилегией лишь персов. Остальное население Месопотамии принимало либо христианство, либо гностицизм.

Мани

И вот на границе двух разных миров – персидского и эллинского родился очень талантливый и духовно тонкий мальчик. Появился он на свет в 216 году в Месопотамии. Отцом ребёнка был парфянский князь Патик. Мать звали Мариам. Происходила она также из знатного княжеского парфянского рода. Нарекли мальчика Сураиком.

Впоследствии Сураик получил почётное прозвище Мани, что означает "ум" или "дух". Он стал выдающимся художником, писателем, каллиграфом и поэтом. Его родители увлекались поиском высшей истины, что в то время являлось общепринятой практикой. Поэтому ребёнок с малых лет воспитывался в религиозной атмосфере, где во главу угла ставилась мудрость.

Чтобы познать её как можно глубже, Мани, став взрослым, уехал в Индию. Там он ознакомился с буддизмом, но не принял его безоговорочно, а создал своё учение. Базировалось оно на гностическом понимании Библии с заимствованием некоторых положений зороастризма. Отдельные организационные принципы были взяты из буддизма.

Вернувшись на родину, новый пророк стал проповедовать своё учение, которое получило название "манихейство". Себя учитель воспринимал как преемника прежних пророков: Иисуса Христа, Заратустры и Будды.

Учение Мани

Основная идея манихейства заключалась в том, что когда-то давно свет и тьма были разделены между собой. Тьма была сплошная, но не однородная. Состояла она из облаков сгущённого и разреженного мрака. Находились те в беспорядочном вечном движении. Однажды облака подошли к границе света и попытались её преодолеть.

Против них вышел первочеловек Ормузд (Ахура Мазда из учения зороастризма). Он стал бороться, стараясь не пустить облака мрака в обитель света. Но облака напали на первочеловека, обволокли его и разорвали светлое тело на части. Образовалось множество светлых частиц среди тёмных облаков, которые их мучают. Так появился мир, который представляет собой смесь мрака и света.

И теперь задача состоит в том, чтобы высвободить светлые частицы из плена. Для этого на Землю приходил Христос. Но у него всё плохо получилось. Теперь же настала очередь Мани. Он утешает и учит, что нужно делать.

Главное в деятельности – аскетический образ жизни. Нельзя убивать и есть теплокровных животных. Убивать и поедать можно только змей и лягушек. Питаться следует в основном растительной пищей. Необходимо воздерживаться от всего плотского, что приносит радость мышцам, желудку и поднимает настроение. Жениться нельзя, так как это оздоровляет организм. Он становится сильнее и крепко держит душу. Зато разрешаются оргии с полным развратом. Они способствуют ослаблению организма, что помогает душе освободиться.

Самоубийства категорически запрещены, так как существует переселение душ. Если человек убивает себя, то его душа вселяется в другое тело. Следовательно, личность возрождается. Поэтому всё приходится начинать сначала. А подлинная смерть заключается в первую очередь в разочаровании и потере вкуса к жизни.

Заключение

Манихейство стремилось совместить в себе другие учения, а сам пророк считал себя последним и самым правильным из всех пророков, которые когда-либо ходили по земле. Всё это вызвало гнев со стороны последователей буддизма, зороастризма и христианства. Жрецы, исповедующие зороастризм, написали донос на самонадеянного пророка. Его схватили и посадили в темницу. В ней он и умер между 273 и 276 годами. По другим данным был казнён в этот же период времени.

Взгляды великого художника, писателя и поэта древности оказались чрезвычайно популярными и живучими. Его учение распространилось по всей Ойкумене от Южного Китая до Тулузы. Но противники были настроены к манихейству крайне враждебно. Ведь в нём отчётливо проявлялось негативное отношение к живой природе и человеческим ценностям. Оно выставляло творческую историю народов в качестве мрака или злого начала. Для подавляющего большинства людей всё это было абсолютно нежизнеспособным, вредным и неприемлемым. В настоящее время древнее учение, просуществовав 1000 лет, приказало долго жить. Его никто не исповедует, а помнят о нём лишь специалисты по гностицизму.

Cтатью написал Максим Шипунов