Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Лао-цзы

Современником Конфуция в Древнем Китае был величайший философ Лао-цзы. Официально считается, что родился он в 604 году до н. э. Это на 50 лет раньше Конфуция. Но данная дата у многих исследователей вызывает большое сомнение. Есть мнение, что Конфуций был старше, а некоторые историки считают, что не было 2-х философов, а был один человек, которого потомки изобразили в 2-х лицах. Так что дело это тёмное, что и неудивительно, ведь прошло уже 2,5 тыс. лет.

Однако существует самый известный вариант биография философа, в котором говорится, что появился он на свет в селении Цюйжэнь. Это юг Китая, где в наши дни находятся провинции Хунань, Хубэй, Чжэцзян и город Шанхай. Будущий великий философ долгое время служил библиотекарем у одного из князей, а затем его осветила высшая мудрость, и он ушёл в горы, где в соединении с природой создал своё учение.

Изображение Лао-цзы

Он считал, что человеческое существование никуда не годится. Чтобы правильно жить, необходимо подражать природе. Только в таком чутком состоянии, существуя рядом с животными и птицами, можно изучить законы Вселенной.

Философ представил мир как "дао". Дао – это то, что существует, и то, что не существует. Данное понятие является базовым в китайской философии. В буквальном переводе с китайского языка слово означает "путь". Но путь довольно своеобразный. Представляет он собой Вселенную с бесконечным диаметром. Она то сокращается до точки, то расширяется. А все существа, в том числе и люди, существуют в ней, постоянно перерождаясь. Затем, когда Вселенная превращается в точку, они исчезают. А при следующем расширении возникают заново, и вновь начинают перерождаться. Вот такая пульсирующая Вселенная и есть дао.

Ничего сложного, если ухватить суть. Всё просто и понятно. Главное, в это верить, и тогда поверят другие. А основной составляющей дао является дэ. Дэ – это то, что обеспечивает способ существования каждого живого существа. Но оно чисто индивидуальное. У каждого своё дэ, которое является способом бытия. Благодаря ему, человек распоряжается своей жизненной энергией.

Нет никакого сомнения, что Лао-цзы был мистиком. При этом он тяготел к созерцанию своего внутреннего мира. Он стремился представить своё сознание, как чистый лист бумаги. Таким образом, философ освобождался от всего ложного, что было в нём.

Существует предание, что однажды основоположники даосизма и конфуцианства встретились. При этом первый сказал второму: "Твои мифические планы, устремления и высокомерие не имеют никакой цены для тебя. Забудь о них. Больше мне нечего сказать". После этих слов Конфуций отошёл к своим ученикам и изрёк: "Мне известно, почему летают птицы, почему плавают рыбы, почему бегают олени. Но я не могу понять и постичь, как поднимается в небеса дракон. Теперь я вижу, что этот человек подобен дракону".

Считается, что создатель даосизма жил на земле очень долго. Называются цифры в 150 и даже 200 лет. Будучи уже совсем старым, философ решил пойти на Запад. В сопровождении своего слуги Сюй Цзя он двинулся в путь. И вскоре путники оказались возле пограничной заставы. Её начальником был Инь си. Существует красивая легенда их встречи.

Ещё до прихода философа со слугой на заставу, в небе появились облака, раскрашенные в 5 цветов. Поэтому Инь си не был застигнут врасплох и встретил Лао-цзы очень торжественно. Он попросил, чтобы мыслитель оставил ему своё сочинение. И тот написал трактат из 2-х частей. Насчитывалось в них 5 тыс. иероглифов. Назывался трактат "Дао дэ цзин", что в переводе означает "Книга пути и достоинства".

Таким образом, Инь си стал первым учеником великого философа. Именно от него и пошли все традиции даосизма. Впоследствии его стали называть "Мудрец Инь с заставы". Сам же философ продолжил свой путь, и дальнейшая его биография неизвестна. Никто не знает, как он после этого жил и где умер.

Несомненно, что этот китайский мудрец был выдающимся человеком. Он заставил людей думать по-новому и смотреть на мир совсем под иным углом зрения, чем это было раньше. В его учении много непонятного, сложного и абстрактного. Но то, что понятно неискушённому человеку, поражает глубиной мысли и правильностью суждений.

Он говорил: "Реки впадают в море. Причина здесь в том, что море расположено ниже рек. Поэтому оно и властвует над всеми потоками. Точно также и мудрец. Он выше людей, но находится ниже, чем они. Он всегда впереди, но стоит сзади. Поэтому люди не чувствуют его тяжести над собой".

Со временем китайцы начали обожествлять философа. Началось это во II веке до н. э, а настоящий размах приобрело уже в нашу эру. Так император Хуань-ди (132-168) из династии Хань приказал совершать жертвоприношения на родине великого мыслителя. А затем подобные ритуалы стали практиковаться и в императорском дворце.

А даосский патриарх и горный отшельник Чжан Даолин, создавший школу Небесных наставников, заявил, что в 142 году на землю явился божественный Лао-цзы и передал ему все свои чудодейственные способности. Последователи отшельника написали хвалебные комментарии к "Дао дэ цзин". Этот труд получил название "Сян эр чжу". Они также учредили поклонение древнему философу. При династии Тан (618-907) великий мыслитель почитался как один из Трёх Чистых. То есть его приравняли к высшему божеству.

Для людей характерно создавать идеалы и воздвигать мавзолеи. Не избежал этой участи и древний китайский философ. Он проповедовал воссоединение с природой, а получилось целое сложное учение, которое популярно и в наши дни. В нём многое непонятно, зато интересно. Поэтому учение всё время и находит всё новых и новых последователей.