Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Конфуций

Конфуций – это величайший мыслитель Древнего Китая. Жил он на рубеже VI и V веков до н. э. Примечательно то, что все другие выдающиеся умы Востока также жили в это время. Возьмём хотя бы Заратустру из Ирана, Будду из Индии и Лао-цзы из Китая. Последний являлся младшим современником величайшего мыслителя и создал своё учение, у которого также нашлись миллионы последователей. Так что этот исторический период, с учётом философов Древней Греции, оказался довольно плодотворным в плане интереснейших идей и гениальных умозаключений.

Китай в то время был расколот на большое количество враждующих княжеств. Поэтому на землях Поднебесной постоянно шли кровавые войны. При этом резня была страшная. Захватив город, победители вырезали всё население, включая даже грудных детей, и сами селились в этих местах.

Скульптура Конфуция

Такая патологическая жестокость объяснялась очень просто. Климат был благодатный, урожай богатый, и поэтому китаянки рожали каждый год. В каждой семье было по 15-20 детей. Это огромное количество людей, которым нужно где-то жить. Поэтому побеждённых и уничтожали полностью, чтобы освободить для себя их землю.

Будущий великий мыслитель, которого помнят и почитают уже 2,5 тыс. лет, родился в знатной, но обедневшей семье. Согласно официальной биографии, малыш появился на свет осенью 551 года до н. э. Его отцом был чиновник Шу Лянхэ. Мужчине в то время исполнилось 63 года. А матерью была юная наложница Янь Чжэнцзай. Она только-только перешагнула 17-летний рубеж.

В наши дни генетики утверждают, что чем старше отец, тем умнее его сын. Данный случай как раз и служит наглядным примером могучего интеллекта, который получил жизнь от зрелого 63-летнего мужчины и здоровой молодой женщины.

Новорождённого назвали Кун-Цзы. Это уже потом его стали называть Конфуцием. Приставка "фу" выражала в то время уважение к человеку. Но чтобы такого уважения добиться, будущему философу пришлось пройти через многие жизненные испытания. А начались они после того, как малышу исполнилось 1,5 года.

В этом возрасте ребёнок потерял отца, а молодую наложницу стали третировать вдовы усопшего. Поэтому женщина взяла сына и уехала с ним в родной город Цюйфу. Здесь стали они жить бедно и скромно. Мальчику пришлось работать с детства. Но мать постоянно рассказывала ему о предках благородных кровей. И мальчик постепенно сжился с мыслью, что он должен занять достойное место в обществе.

Он занимался самообразованием и в совершенстве овладел необходимыми для аристократа шестью искусствами. В них входило: умение читать и писать, уметь считать и знать математику, метко стрелять из лука, виртуозно управлять колесницей, разбираться в музыке и играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать ритуалы.

После этого юноша получил должность чиновника. Он контролировал приём и выдачу зерна. Затем стал отвечать за скот. Это период жизни от 20 до 25 лет. В это время Кун-Цзы женился, и жена родила ему сына.

Но, как уже говорилось, общая ситуация в Китае была очень жестокой по отношению к людям. Человеческая жизнь ни во что не ставилась. Чиновники брали взятки и воровали. Вся власть сосредоточилась в руках мелких князей. Император считался чисто номинальной фигурой, которую никто не принимал всерьёз.

Конфуций, по-всей видимости, обладал обострённым чувством справедливости. Несомненно, он был глубоко порядочным и честным человеком. Все безобразия, среди которых он находился, были для него неприемлемы. Поэтому он начал говорить, что кругом всё неправильно. Но бороться с этим надо не казнями и пытками, а обучить людей верному поведению. Необходимо сделать их образованными и культурными.

Он изрёк главное правило, которое стало основным кирпичиком в фундаменте человеческих отношений: "Никогда не делай людям того, чего не желаешь себе".

Кун-Цзы считал, что всё базируется на чувстве долга. И он ввёл 3 категории долга. К первой категории он отнёс высший долг. Распространялся тот на родственные отношения. Вторая категория – отношение к общине, в которую объединены семьи. Низшая категория – отношение к государству. То есть он поставил долг к родственникам выше интересов общины и государства.

Следовательно, по Конфуцию Павлик Морозов считался бы изгоем общества. Ведь он предал отца в угоду коммунистическому режиму. Нужно заметить, что в наше время люди ставят интересы семьи выше производственных и государственных. Это вовсе не потому, что все они исповедуют конфуцианство, а просто ведут себя в соответствии со здравым смыслом и естественными законами природы.

Очень большое внимание новый философ уделял перевоспитанию князей и других знатных людей общества. Он считал, что если научить аристократов правильному поведению, соблюдению церемониалов и обычаев, то жизнь в государстве станет гораздо лучше, а люди будут добрее и терпимее друг к другу.

И он придумал Пять постоянств праведного человека.

Первое постоянство – это любовь к людям, гуманность и милосердие.

Второе постоянство – справедливость и правда.

Третье постоянство – почитание родителей, предков, верность обычаям и обрядам.

Четвёртое постоянство – рассудительность, дальновидность и уравновешенность.

Пятое постоянство – искренность, добросовестность и честность.

Всё это философ назвал одним словом "вэнь". Если вэнь есть у человека, то он обладает всеми нужными для нормальной и полноценной жизни качествами.

Когда мысли и взгляды выстроились в чёткую и ясную теорию, Конфуций подал в отставку и начал путешествовать по Китаю, пытаясь донести до людей своё философское учение. Так как он был аристократ, то его принимали князья и вежливо слушали то, что он говорил. Философа сопровождали ученики. Так они обошли много княжеств, и постепенно образовалась целая школа, проповедующая конфуцианство.

Учение оказалось удивительно живучим. Сам его создатель по официальной версии умер в 479 году до н. э. в своём родном городе Цюйфу. А последователи и почитатели на основании высказываний учителя создали книгу "Лунь Юй". Написана она была на древнекитайском языке и состояла из 20 глав. В ней были собраны основные мысли великого философа древности. Конфуцианство просуществовало в Китае до середины XX века. Лишь после прихода к власти коммунистов учение было запрещено, хотя проповедовало оно человеколюбие, честность, верность долгу, обычаям, то есть всё то, что и делает человека "венцом природы".

Cтатью написал Максим Шипунов