Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Катары

Катары создали дуалистическое учение (катаризм), в основу которого легли философские концепции павликиан, богомилов и манихеев. Учение это в XI веке проникло в Лангедок (историческая область в южной части Франции) с Балканского полуострова. Его центром стал город Альби, а приверженцев катаризма французы называли альбигойцами.

В наше время существует мнение, что пламенная религиозность Средних веков породила в душах католиков фанатизм. Именно, благодаря ему, запылали первые костры святой инквизиции. Но данная точка зрения ошибочна. В XI веке и духовное, и светское общество Европы пребывало в нравственном упадке. Многие священники не умели читать, прелаты назначались по родственному признаку, а богословская мысль зачахла, из-за буквального толкования Библии. Процветало невежество, а вольномыслие подменялось добронравием.

Проповедь приверженца катаризма

Поэтому многие энергичные натуры стали искать разгадки истины в восточной мудрости. Та сама текла на запад и пыталась ответить на самый главный вопрос теологии: Бог, создавший мир, благ, так почему же тогда появились Зло и Сатана?

Католики объясняли это восстанием обуянного гордыней ангела. Но пытливые умы такая интерпретация тех далёких событий не удовлетворяла. Бог всемогущ и всеведущ. Так почему же он не предусмотрел это восстание и не подавил его в зачатке? А раз он этого не сделал, то повинен во всех негативных последствиях и является источником Зла. Звучит логично, но по сути абсурдно. Значит, что-то не так.

И вот появившиеся катары выдвинули свою теорию. Они заявили, что Зло извечно. Представляет оно собой материю, оживлённую духом. Она обволокла вдохнувшего в неё жизнь Создателя со всех сторон. Зло мира – это мучение духа в тенетах материи. Отсюда следует, что материя является источником Зла. А раз так, то любые вещи и материальные объекты представляют собой Зло. Это и храмы, и иконы, и кресты, и тела людей. Из всего сказанного напрашивается простой вывод: чтобы избавиться от Зла, необходимо уничтожить всё материальное.

Какую же задачу ставили перед собой альбигойцы, исповедующие катаризм? Они были убеждены, что необходимо вырваться из окружающего их страшного мира. Но просто умереть – мало, ведь смерть тела ведёт к новому возрождению души уже в другой физической оболочке. А это означает новые страдания и мучения.

Следовательно, необходимо разорвать цепь перевоплощений. А для этого надо уничтожить душу. И каким же образом? Убив в себе все желания, что означает абсолютный аскетизм. Есть следует лишь постную пищу. Но юг Франции всегда славился великолепным оливковым маслом. Так что подобный рацион питания был очень вкусным и питательным. Можно есть рыбу, лягушек. Французы и сейчас едят лягушек, считая это вполне естественным занятием.

Что касается семьи, то здесь полное табу. Надо не о браке думать, а изнурять плоть. Тогда душа уже не захочет оставаться в этом мире и воспарит к светлому Богу. Но плоть ведь можно изнурять 2-мя способами – аскетизмом или неистовым развратом. В разврате душа очень сильно изнуряется. Поэтому альбигойцы устраивали ночные оргии, но в полной темноте. Это было обязательным условием, чтобы никто не знал, с кем он изнуряет плоть. Так как если человек кого-то полюбит, то это уже привязанность к плотскому миру. Такие люди не смогут стать совершенными. А вот в публичном доме изнуряйся, сколько хочешь.

По учению альбигойцев был полезен любой акт изнурения, ведущий к отвращению жизненных радостей, но без брака и воспитания детей. Ведь дети, любимая жена, хороший муж являются как раз теми частями, которые составляют материальный мир, то есть соблазном Дьявола. А его надо избегать всеми возможными средствами.

Мораль, как каждый понимает, упразднялась. Материю необходимо было истреблять, а, следовательно, по отношению к предметам материального мира было позволено всё. Но тут средневековые христиане задавали вопрос: а как же тогда Христос исцелял больных и одобрял веселье настолько, что превратил в Кане галилейскую воду в вино. Он защитил женщину, а значит, не был противником живой материи.

Для этого были подготовлены 2 ответа: явный для новообращённых и тайный для посвящённых. Явно объяснялось, что сын божий имел эфирное тело, когда вселился в Марию. Он вышел из неё абсолютно чуждым материи. Надобности ни в чём земном он не имел. А если ел и пил, то лишь для того, чтобы не выдать себя Сатане, который искал случай погубить Спасителя.

У катаров Бог и Дьявол поменялись местами

А вот посвящённым предлагалось другое объяснение. Христос рассматривался как творение Демона. Он пришёл в мир, чтобы обмануть людей и помешать им спастись. Настоящий же сын божий не приходил, а жил всё время в особом мире, в «Небесном Иерусалиме».

Таким образом, видно, что Бог и Дьявол в концепции катаризма поменялись местами. Всё это выглядело очень экзотично в то далёкое время. Именно поэтому новое исповедание имело в XII веке огромный успех. В смене "плюса" на "минус" мог найти выражение любой протест. А для вольнодумцев это имело огромное значение.

Конечно, большая часть населения Западной Европы не понимала сложную догматику катаров. Да многие к этому и не стремились. Главное было осознать, что Сатана не враг, а помощник в затеваемых ими преступлениях. Это учение тайно исповедовал император Генрих IV, являвшийся врагом папы Григория VII. А Ричард Львиное Сердце даже заявил, что все Плантагенеты (французская королевская династия) пришли от Дьявола и вернутся к нему. Этим заявлением он как бы оправдывал все совершённые им преступления.

Катаризм в XII веке исповедовали не только короли. Взглядов, упраздняющих совесть, придерживались священнослужители, рыцари, ремесленники, купцы, крестьяне, нищие и учёные богословы. Причём, большая часть этих людей не отдавали себе отчёта в своих умонастроениях. Они то примыкали к католикам, то начинали истово исповедовать противоположные взгляды. Всё это происходило потому, что от них никто не требовал формального отречения от основных догм той или иной веры.

Объединяющим звеном в новом популярном учении являлась община катаров. Дисциплина в ней была железная, поддерживалась она трёхстепенной иерархией, а всякие компромиссы были исключены. Проповеди "совершенных" и во Франции, и в Италии так возбуждали массы, что даже папа римский боялся покинуть укреплённый замок. На площадях и улицах городов его могли подвергнуть оскорблениям никем не контролируемые толпы людей. В этих толпах были не только простолюдины, но и люди знатного происхождения.

Может возникнуть ложное мнение, что катары (альбигойцы) были хуже католиков. Но это неверно. Люди всегда остаются самими собой, несмотря на те этические доктрины, которых придерживаются. Католики говорили об отпущении грехов за деньги, пожертвованные на крестовые походы, а их оппоненты призывали к борьбе с материальным миром.

Католики исповедовали логичное учение, только с иной доминантой. Они говорили, что мир должен быть сохранён, а жизнь не должна пресекаться. Во имя этих святых идей они очень много убивали. Можно подумать, что это парадокс? Однако в соответствии с диалектикой природы смерть так же необходима, как и жизнь, так как после смерти начинается процесс восстановления.

А вот альбигойцы отрицали жизнь, стремились к её уничтожению, но в то же время отказывались убивать живых существ с тёплой кровью. Поэтому определить альбигойца было очень легко. Человеку предлагали зарезать курицу, и если он отказывался, то его тащили на костёр инквизиции.

Хотя бы поэтому можно подумать, что исповедующие катаризм были лучше католиков. Ведь их гуманность доходила до того, что нельзя было убить даже курицу. Но если бы кур перестали резать, то их перестали бы и разводить. Эти птицы очень быстро бы вымерли как вид. Лишь благодаря тому, что жизнь сменяется смертью, поддерживаются все биосферные процессы. Альбигойцы это понимали прекрасно. Поэтому они стремились к полной и окончательной смерти без возрождения.

Теперь представим себе, что все люди стали бы исповедовать катаризм. Человеческая цивилизация исчезла бы в одном поколении. Но этого не случилось, хотя альбигойцы в XII веке и составили очень серьёзную конкуренцию католикам.

Массовое уничтожение катаров

Чтобы исправить ситуацию и уничтожить инакомыслие, католическая церковь утвердила эффективный карательный орган – святую инквизицию. Создана она была в 1215 году. В 1252 году было разрешено применять пытки во время допросов еретиков. На катаров началось повсеместное гонения. На главных площадях больших городов заполыхали костры. На них безжалостно сжигали альбигойцев.

В дополнение к этому был организован Альбигойский крестовый поход (1209-1229). Представлял он собой серию военных компаний под руководством католической церкви. Проводились они в Лангедоке, так как весь юг Франции проникся катаризмом. Касалось это и аристократов, и духовенства, и простых людей. Поэтому началась настоящая война на истребление, в результате которой погибло около 1 млн. человек.

В результате всех этих мер к началу XIV века практически все альбигойцы были уничтожены. Последних проповедников сожгли на кострах в 1322 году. А если бы победили катары? История знает примеры, когда представители антисистем захватывали власть. В этом случае они отказывались от своих основных принципов. Они их не отвергали официально, но превращали захваченную страну в слабое и заурядное феодальное государство. Оно очень быстро прекращало своё существование, так как было неспособно эффективно противостоять захватчикам.

Статью написал Максим Шипунов

Источники: Николаве Ю. А. «Очерки истории гностицизма»
Гумилёв Л. Н. «Конец и вновь начало»
Мигель Леон-Портилья «Философия наугад»
Осокин Н. Ю. «Завоевание Лангедока французами»
Панченко Б. А. «Папа Иннокентий III»