Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Ацтеки

Это произошло в 1256 году. Уставшие, пропахшие пылью прерий воины испили воды из родника и поднялись на скалу. Перед ними, во всей красе, раскинулось озеро Тескоко. Успокаивающий, ласкающий глаз пейзаж благодатно сказался на истосковавшихся по осёдлой жизни душах странников.

Их суровые лица, как по команде, повернулись в сторону бога Уицилопочтли. Владыка небес благосклонно опустил веки. Он триста лет вёл за собой по землям Северо-Американского континента сильный и мужественный народ. Пора было отдохнуть.

Ацтек

Такова легенда, которая объясняет появление неизвестного индейского племени у берегов озера Тескоко. Чужестранцы назвались ацтеками, сказали, что пришли из северной страны Астлан и заселили два близлежащих острова. На них они построили свой первый город Тлателолько.

В то время, в бассейне озера Тескоко существовало несколько городов-государств. Самым сильным из них был город Аскапоцалько, который проводил агрессивную военную политику по отношению к другим народностям, проживающим в этом регионе.

Ацтеки признали власть правителя Аскапоцалько и долгое время находились у него на службе. Они вели непрерывные войны, завоёвывали для своего покровителя новые земли, но такая жизнь их не ослабила.

К 1325 году ацтеки создали на озере огромный искусственный остров из ила. На нём была заложена столица будущей могучей империи – город Теночтитлан.

Быть в положении вассалов – для любого народа унизительно и бесперспективно. Но среди ацтекских вождей постоянно шли ссоры и раздоры, не способствующие единению этого воинственного народа. В 1376 году верховным вождём становится Акамапичтли (1376-1395) и железной рукой наводит порядок. Именно при нём был заложен фундамент объединения трёх городов-государств.

Уже после его смерти создаётся военный союз, в который входят ацтеки, жители города Тлакопан тепанеки и жители города Тескоко акольхуа. В 1428 году они совместными силами выступают против города Аскапоцалько и завоёвывают его.

Союз трёх племён выбирает Верховный Совет, который является высшим руководящим органом этого нового государственного образования. В нём ацтеки отвечают за внешнюю политику, тепанеки за торговлю, а жители Тескоко берут на себя законодательные функции.

Главную задачу ацтеки видят в непрерывных войнах. Они выступают против народа отоми, который живёт севернее, и покоряют его. Затем наступает очередь уастеков и тотонаков на востоке. Овладев Мексиканским заливом, обращают взоры на запад.

Там живут племена тарасками. Они оказывают захватчикам яростное сопротивление, но в конце концов складывают оружие и сдаются на милость победителей. Та же участь ждёт и народы юга. Обосновавшиеся здесь сапотеки и миштеки признают власть коалиции, которая к началу шестнадцатого века превращается в огромную империю Её границы простираются от берегов Тихого океана до вод Мексиканского залива, на севере доходят до современного города Эль-Пасо, а на юге до Гватемалы.

Единственный народ, который отразил все атаки завоевателей и отстоял свою независимость был мужественный народ пурепеча. Больше, на всём Северно-Американском континенте, у ацтеков не нашлось достойных противников.

Впрочем, покорённые племена не испытывали непосильный гнёт со стороны победителей, а даже наоборот – их благосостояние значительно улучшилось после того, как они признали власть ацтеков и их союзников.

В союзе трёх городов-государств ацтеки быстро заняли доминирующее положение. Особенно оно укрепилось при правлении Монтесумы I (1440-1469).

Высший пост в империи не передавался по наследству. Очередной правитель выбирался на Верховном Совете и имел титул тлатоани – «Великий Оратор», но как правило, сын сменял отца на этом посту.

На необъятных просторах своей империи ацтеки разумно обустроили жизнь подданных. Этому свидетельствует хотя бы тот факт, что население увеличилось за сто лет в два раза. К началу XVI века оно приближалось к двадцати миллионам человек. Цифра по тем временам астрономическая.

Население городов тоже впечатляет. В Теночтитлане жило 300 000 человек, в Тлателолько 80 000 человек. Город Тлакопан насчитывал 150 000 жителей, Тескоко 120 000. В остальных городах проживало от 15 000 до 50 000 человек.

Большие пространства и отдалённые города нуждаются в хороших коммуникациях. Ацтеки блестяще решили этот вопрос. Прекрасные охраняемые дороги протянулись во все уголки империи. Через каждые пятнадцать километров на них были оборудованы места отдыха. Любой гражданин государства мог пройти пешком из одного конца страны в другой, чувствуя себя в абсолютной безопасности и не испытывая дискомфорта от долгого путешествия.

Столица империи Теночтитлан утопал в роскоши. Он был поделён на четыре района: Теопан, Мойотлан, Куэопан и Астакалько. В центре каждого был построен храм главному богу ацтеков Уицилопочтли. Прямые как стрела магистрали уходили из этих районов в разные концы необъятной державы. По ним непрерывно сновали гонцы, шли торговцы, простой народ спешил по делам в город – жизнь кипела во всём своём многообразии.


Развалины
пирамиды
ацтеков

Рядом с главным храмом бога Уицилопочтли (огромной пирамидой высотой 35 метров) находился по истине необъятный рынок. Он мог вместить одновременно 50 тысяч человек. Здесь люди могли приобрести практически любые товары. Деньгами служили бобы какао и костяные трубки, наполненные золотым песком.

По тому, как был одет человек, легко можно было определить к какой социальной прослойке населения он относится. Земледельцы и ремесленники носили белые одежды, купцы перепоясывались широкими кушаками с красивой вышивкой. Меха и добротные разноцветные ткани являлись прерогативой состоятельных людей. Высшим шиком считались лёгкие и изящные платья из перьев. Жречество вело себя скромно и носило чёрные мантии.

Ацтеки не знали железа. Режущие инструменты они изготавливали из пластин обсидиана. Их они которые заостряли и делали острыми, как бритва. Им также не было известно колесо, а лошадей не видели вплоть до шестнадцатого века. Груз переносили либо на спине и плечах, либо использовали лам.

У этого индейского народа не плохо была развита медицина, на должном уровне находилась астрономия. Имелась и письменность, представлявшая из себя набор иероглифов. Большое внимание уделялось воспитанию и образованию молодого поколения. Преступности практически не было, так как с нарушителями порядка расправлялись мгновенно и жестоко.

На первый взгляд может показаться, что любой гражданин этого могучего государства, с разумным правлением и неустанной заботой о своих подданных, мог прожить всю жизнь в безмятежном спокойствии и тихо почить в глубокой старости с улыбкой умиротворения на устах. Но непонятные события, имевшие место в конце второго десятилетия XVI века, наводят на определённые размышления и вызывают ряд недоумённых вопросов.

В 1519 году на земли империи ступил отряд испанских конкистадоров. Возглавлял их Эрнандо Кортес (1485-1547). Насчитывало это воинское подразделение всего 508 солдат. Быстрым маршем, практически нигде не встречая сопротивления, подданные короля Испании уже Восьмого Ноября 1519 года подошли к Теночтитлану. Ворота столицы распахнулись перед ними, и, уставшие после долгого перехода солдаты, оказались во дворце правителя могучего государства.

Правитель инков Монтесума II (1466-1520) безропотно покоряется захватчикам. Нет даже намёка на сопротивление – наоборот, верховный владыка начинает яро призывать подданных признать власть бледнолицых людей.

Что это: расстройство психики, болезненно развитое чувство религиозности, заставившее увидеть в испанцах богов, сошедших с неба, или патологическая трусость и неспособность организовать сопротивление врагу.

Пусть Монтесума II не смог мобилизовать свою волю и решительность, но ведь он же был не один. Его окружали придворные, воины, жрецы – огромное количество самых разных людей, среди которых не могло не быть мужественных и смелых патриотов отечества. Однако никто из знати не стал выступать против конкистадоров.

Те же, почувствовав безнаказанность, быстро освоились и стали вести себя нагло и агрессивно по отношению к жителям столицы. Они грабят, насилуют женщин, убивают. Скоро и пятилетнему ребёнку становится ясно, что никакие это не боги, а банальные мародёры.

Но знать безмолвствует, и тогда простой народ стихийно восстаёт, убивает Монтесума II и изгоняет захватчиков из города. Правда победа была недолгой. Эрнандо Кортес назначает нового императора. Это Куитлаулак, брат убитого. Он также безропотен и послушен.

Гнев простолюдинов утихает, и новоиспечённый император, в августе 1521 года, с триумфом въезжает в Теночтитлан, в окружении всё тех же конкистадоров. Ситуация возвращается на круги своя.

По приказу Эрнандо Кортеса Куитлаулаку казнят и ставят на престол совсем уже юного отпрыска знатной фамилии Куаутемоку. Параллельно с перетасовкой вышестоящих кадров, идёт планомерное разграбление всей империи. На руку испанцам так же то, что в провинциях восстают, покорённые ацтеками племена.

Проходит три года, и от могучего государства ничего не остаётся. В 1525 году двадцатидвухлетнего Куаутемоку убивают: он больше не нужен Кортесу. Великая империя ацтеков прекращает своё существование.

Итак, за крошечный отрезок времени, многомиллионное государство было покорено кучкой авантюристов, людьми без идеи и совести. В них не было ни отваги, ни веры в святые идеалы. Двигала конкистадорами только жажда золота. Любой небольшой мужественный и стойкий отряд мог легко противостоять этим, абсолютно лишённым внутреннего стержня охотникам за удачей. Так в чём же дело, почему не противостоял?

Отгадку всех этих непонятных и, на первый взгляд, труднообъяснимых вещей следует искать в религиозной атмосфере, царящей в империи ацтеков. Определяющим в жизни этого народа было взаимоотношение с богами.


Голова
мёртвого

Чтобы умилостивить небожителей, ацтеки регулярно практиковали такие виды обрядов как жертвоприношения. Причём в этих ритуалах главенствующую роль занимали не бедные животные, а люди. Человеческие жизни легко отдавались жестоким богам, которые отличались невероятной прожорливостью и просто патологической ненасытностью.

К примеру, главный бог Уицилопочтли являлся гурманом и предпочитал лакомиться человеческими сердцами. Бог огня Уэуэтеотлю с удовольствием поедал жареную плоть. Нежное мясо маленьких детей было прерогативой бога плодородия Тлаопу, а вот богиня земли Коатликуэ получала истинное эстетическое наслаждение, неторопливо пережёвывая тела юных и красивых девушек.

Вся кровавая вакханалия человеческих жертвоприношений происходила на глазах множества людей. Причём, сам процесс организовывался и подавался, как торжественное и величественное деяние, направленное на благо всего народа.

Центральным местом, где проводились самые массовые жертвоприношения, был главный храм бога Уицилопочтли. Это зловещее строение занимало площадь в тысячу квадратных метров, а его высота составляла 35 метров. Оно представлял из себя огромное сооружение из пяти усечённых пирамид, которые были поставлены одна на другую. На вершине пятой пирамиды находилось две башни-святилища. В одной из них стояла, высеченная из базальта, статуя бога Уицилопочтли, во второй статуя бога Уэуэтеотлю.

За два дня до намеченного жрецами страшного часа, в святилищах зажигались огни. Огромная торговая площадь находилась рядом с храмом, и народ со страхом смотрел на это мрачное предзнаменование будущих человеческих жертв.

В назначенный день, после того, как солнце покидало зенит, возле храма появлялась многочисленная процессия. Впереди важно шествовали жрецы высшей касты, одетые в чёрные мантии, за ними, стеная и охая, семенили жертвы. Они не имели на себе никакой одежды, а их тела были покрашены синим мелом. Замыкали шествие жрецы низшей касты и послушники.

Процессия медленно направлялась к подножию первой пирамиды. Широкая лестница, состоящая из ста четырнадцати каменных ступеней вела на верх, туда, где величественно и зловеще высились две башни-святилища.

Достигнув вершины нижней пирамиды, шествие двигалось вдоль стены, огибало её и поднималось на вершину следующей пирамиды уже с другой стороны. Дальнейшее восхождение происходило таким же образом.

На вершине четвёртой пирамиды все останавливались. К святилищам поднималось только несколько избранных жрецов. Здесь они возносили хвалу главному богу их народа и замирали в торжественном молчании.


Жертвоприношение

В окружении жрецов низшей касты появлялась первая жертва. Её укладывали на большой жертвенный камень. Четыре, одетые в чёрные мантии фигуры становились по бокам. В их задачу входило крепко держать руки и ноги обречённого на убой человека.

К беспомощной жертве приближался верховный жрец бога Уицилопочтли, держа в руке нож из обсидиана. Уверенным отработанным движением он рассекал живот лежащего. Сильные пальцы погружались в страшную рану и цепко сжимали трепещущий в предсмертном ужасе мягкий кусок плоти. Резкий рывок. Рука с вырванным сердцем вздымалась высоко в воздух.

Тут же стояли два послушника. Они держали в руках каменный сосуд – куаушикалли. Верховный жрец бросал в него кровоточащий кусок мяса. Дёргающееся в смертельной агонии тело убирали с жертвенного камня, подтаскивали к краю площадки и сбрасывали вниз. К месту заклания вели следующего несчастного.

Внутренности убитых отдавали на съедение животным, черепа полировали и отправляли на хранение в специальные хранилища. Они представляли из себя узкие длинные помещения возле храмов, длиной 30 метров, и назывались цомпантли. В некоторых из них, количество черепов доходило до тысячи.

Бытует мнение, что высшая знать ацтеков практиковала каннибализм. После завершения ритуалов жертвоприношения, они разбирали части тел убитых и поедали их. Большим лакомством считался человеческий мозг. Правда прямых доказательств такого варварства нет.

К началу XVI века религиозная вакханалия достигла в империи устрашающих размеров. Очень часто стали практиковаться акты полового насилия над обречёнными на смерть женщинами. Надругавшись над несчастными, их приносили в жертву жестоким богам, видимо наивно считая, что таким способом заслуживают ещё большей благосклонности небожителей.

Регулярные кровавые жертвоприношения, наплевательское отношение к человеческим жизням не могли не сказаться на морально-нравственном климате общества. Половая распущенность, вседозволенность, попрание чести и достоинства граждан стали вещами обыденными и привычными. Вначале разложилась знать, а затем пришла очередь и простых людей. Когда-то сильный, мужественный и стойкий народ превратился в похотливое, жестокое и тупое стадо жалких особей.

Результатом всего этого стало то, что огромное многомиллионное государство не смогло оказать достойного сопротивления небольшой кучке авантюристов и позорно пало, оставив после себя только каменные развалины когда-то величественных и грозных пирамид.

Статью написал ridar-shakin