Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Валькирия в мифологии

Древние скандинавы были воинственными людьми. В их среде наибольшую ценность имели отвага и мужество. Как и у всех языческих народов, у них были свои боги – асы. Главным у асов считалось верховное божество – Один. Все эти боги жили в небесном городе Асгарде. В нём асы чувствовали себя в безопасности, так как у них имелись враги – ваны. Эти божества олицетворяли собой силы природы, а с асами то враждовали, то мирились. Жили они в стране Ванахейме, а находилась та на северном побережье Чёрного и Азовского морей.

Народы, жившие на Земле в древности, искренне верили, что когда человеческая плоть умирает, душа от неё отделяется и продолжает жить. Скандинавы не были исключением и тоже верили в загробную жизнь. Наиболее трепетно они относились к своим воинам, павшим на полях сражений. Те удостаивались лучшей доли. Их души попадали в Вальхаллу (зал павших). Это место находилось в Асгарде, то есть погибшие оказывались рядом с богами.

Валькирия над павшим в бою воином

А кто же указывал путь воинам в это райское место? Для этого существовали специальные женщины – валькирии, приходившиеся дочерями Одину. Валькирия в мифологии скандинавов – это своеобразный обряд, подразумевающий переход людей из мира живых в мир мёртвых. Пронзили мечом скандинавского воина, упал он на землю и умер от раны. В тот же самый момент перед ним появляется красивая женщина, одетая в боевые доспехи. Она велит душе умершего воина следовать за ней и незримыми тропами ведёт её к Фрейе – богине войны и смерти.

Фрейя ждёт, когда возле неё соберётся большое количество воинов, погибших в бою, и делить их пополам. Одну половину она оставляет себе, а другую отправляет к Одину в Вальхаллу. Оставляет Фрейя возле себя менее мужественных и храбрых воинов и обрекает их на вечное сражение на поле Фольквангр. На этом же поле находится зал Фрейи – Сессрумнир.

Другая половина павшего воинства предстаёт перед Одином, восседающим на троне. Тот окидывает своим взором самых смелых, самых мужественных, самых достойных и велит валькириям отвести их в Вальхаллу. Это огромный зал, крыша которого состоит из позолоченных щитов, а опираются они на длинные копья. У зала имеется 540 дверей, через которые одновременно может выйти 800 воинов, чтобы принять участие в последней битве Рагнарёк. Это сражение между богами и жуткими чудовищами, после которой мир перестанет существовать.

Бог Один, сидящий на троне

Оказавшихся в Вальхалле воинов называли эйнхерии, то есть бойцы на один раз. Каждое утро они сражались друг с другом насмерть, а вечером воскресали и садились пировать за общий стол. Каждый день они забивали дикого вепря, который воскресал на следующий день. Пили мёд, который подавали им валькирии. Ночью к ним в постели ложились прекрасные девы и ублажали до утра. А с рассветом опять начиналась смертельная битва. И так изо дня в день в ожидании Рагнарёка.

Вот в такой несколько жутковатой среде и существовали валькирии. Но они были не только проводниками из мира мёртвых в мир живых и прислужницами эйнхериев. Валькирия в мифологии – это ещё и женщина-воительница. Она всегда носила доспехи, шлем, щит и копьё. Согласно скандинавским легендам, именно от блеска доспехов валькирий на небе появлялось Северное сияние. Иногда женщины-воительницы по повелению Одина решали исход очередного сражения между смертными воинами.

Само слово «валькирия» в древнескандинавском языке состояло из двух слогов, означавших – «убитый на поле боя» и «выбирать», что означало «выбор убитого». У данного слова имеется родственная древнеанглийская форма. Некоторые филологи предполагают, что эта форма была заимствована из древнескандинавского языка. Похожими формами в древнескандинавском языке являются такие слова как «служанка» и «горничная».

Воины-эйнхерии пируют в Вальхалле

Сколько всего было валькирий? Точное количество не известно, но, согласно разным мифам, их было от 9 до 13. При этом каждая валькирия в мифологии скандинавов имела своё имя. К примеру, Эльвит (чудесная), Гёндуль (волчица), Труд (сила), Хильд (воительница), Скёгуль (свирепая), Гунн (битва), Скульд (долг), Брунгильда (зов), Рота (смятение) и др.

Данный мифологический персонаж чаще всего стал встречаться в поэтических произведениях скандинавов в XIII веке. Это «Проза Эдда», «Хеймскрингла», прозаические повествования «Саги исландцев». В XIV веке, находящиеся на скандинавских судах поэты (скальдическая поэзия), тоже начали упоминать в своих поэтических произведениях валькирий.

В наши дни этот термин, подразумевающий женщину-воительницу, стал ещё популярнее. Его используют в романах, фильмах, песнях. Отсюда можно заключить, что скандинавскую мифологию не только не забыли, но, наоборот, она становится всё более и более востребованной.

Вадим Снежный