Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Сатиры Древней Греции

Сатиры Древней Греции – лесные божества в древнегреческой мифологии, олицетворявшие собой свободную дикую первозданную природу лесов. Внешний вид у них был гротескным и отталкивающим. Они имели широкие плоские носы, заострённые уши, рожки, грубую кожу. Тела были покрыты шерстью, а сзади имелись маленькие козлиные хвостики. Жизнь они вели бесшабашную и распутную. Любили танцевать, пить вино и подолгу спать после шумных застолий. Простые смертные избегали встречаться с сатирами. То же самое можно сказать и о лесных нимфах, которым претила эта грубая публика.

Сатир с музыкальным инструментом

Лесные божества были неразрывно связаны с богом плодородия и виноделия Дионисом. Они часто сопровождали его шумной толпой. Согласно поэту Гесиоду, именно сатиры придумали вино, чем несказанно порадовали небожителя. Главным у этой весёлой и бесшабашной публики считался Силен. Он был старше других сатиров, имел лошадиные уши и лошадиный хвост. Иногда его изображали с лошадиными ногами, а других лесных божеств с козлиными.

Силен считался самым мудрым, но в то же время он постоянно пребывал в состоянии сильного алкогольного опьянения. Именно в таком виде он изрекал пророчества, которые всегда сбывались. Однажды фригийский царь Мидас захотел научиться у Силена дару пророчества. Слуги царя напоили лесное божество и привели к своему хозяину. Тот стал выпытывать у пьяного Силена тайну предвидения, а гость ответил: «Самое лучшее для человека вообще не родиться, а если уж родился, то умереть как можно скорее. В этом и заключается вся тайна, которую ты хочешь узнать».

Мидас удовлетворился ответом и развлекал гостя 5 суток. Этим он снискал расположение бога Диониса. Небожитель предложил царю любое вознаграждение за его доброту. И Мидас выбрал способность превращать всё, к чему он прикоснётся, в золото. Столь оригинальный дар закончился для недальновидного царя трагически. Он по неосторожности превратил в золотую статую свою дочь, а есть вообще не мог, так как едва прикасался к продуктам, как те тут же становились золотыми слитками.

Что же касается Силена, то он был популярен не только у древних греков, но и у древних римлян. Его часто изображали на римских барельефах, сопровождающего Диониса. Внешне его представляли как старого лысого мужчину с большим животом, длинной бородой и густыми бровями. Нередко помещали рядом с другими богами в качестве эксперта по различным вопросам. О Силене упоминали Сократ, Эзоп, он фигурировал в работах немецкого философа Артура Шопенгауэра, а Ницше говорил о мудрости Силена в «Рождении трагедии».

Сатиры на древней вазе, на осле едет главный сатир Силен

Очень часто сатиры Древней Греции изображались на вазах в виде крепко сложенных человекоподобных существ с заострёнными ушами, длинными вьющимися волосами, бородами и венками из плюща или лозы на головах, увенчанных лысинами. Эти божества часто несли тирс или жезл Диониса.

В раннем древнегреческом искусстве сатиров представляли старыми и уродливыми. А позднее начали изображать молодыми и изящными. Их постепенно превратили в красивых детей природы, но с жестокими инстинктами, необходимыми для выживания. Что же касается римлян, то они наделяли лесных божество козлиными рогами, а вот их дети не имели рогов, а лишь костные утолщения на лбах.

В Древней Греции пастухи и крестьяне, отмечая праздник Диониса, одевали на себя шкуры коз и других животных. В таком виде они исполняли различные игровые трюки, имитируя сатиров. Римляне почитали Фавна – духа гор, лесов и полей. Он имел козлиные ноги и другие характерные черты, присущие сатирам. Но идентификация между Фавном и греческими лесными духами довольна сомнительна.

Сатир и лесные нимфы

От мифологических образов лесных божеств пошла такая форма древнегреческой трагикомедии как сатира. Одной из разновидностей афинской драмы была сатирова драма. По популярности она ничем не уступала трагедии и комедии. В Афинах, на празднованиях, посвящённых Дионису, каждый драматург представлял на суд зрителей 3 трагедии и 1 сатиру. Появились такие пьесы в VI веке до н. э.

В заключении следует сказать, что мифологические истоки сатиров Древней Греции были неразрывно связаны с Дионисом. Лесные божества и их женские аналоги менады были последователями небожителя и считались второстепенными божествами природы. Характеризовались они как крайне аморальные, злоупотребляющие спиртным личности. В то же время они имели неразрывную связь с музыкой и танцами, а поэтому их всегда ассоциировали с шествиями и плясками в честь Диониса.

Евгений Серов