Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Панэллинские игры

Панэллинские игры – это общий термин для 4-х спортивных праздников, проходивших на территории Древней Греции до 394 года. Были запрещены римским императором Феодосием I Великим. Тот неуклонно продвигал идеи христианства и наложил вето на все языческие праздники. А до этого более тысячи лет игры пользовались огромной популярностью у греков, а затем и у римлян, когда Греция стала частью римских владений.

Соревнование бегунов

Самыми популярными считались Олимпийские игры. Проводились они с 776 года до н. э. раз в 4 года в Олимпии в честь Зевса.

Вторыми по значимости считались Пифийские игры. Проводились они с 582 года до н. э. в Дельфах в честь Аполлона. Их периодичность также составляла 4 года, а устраивались они через 2 года после Олимпийских игр.

Не меньшей популярностью пользовались Немейские игры, проводимые с 573 года до н. э. Устраивали их каждые 2 года в Немее на северо-восточной оконечности Пелопоннеса и посвящали Зевсу и его сыну Гераклу, одержавшему победу над немейским львом.

И последними в этом списке значились Истмийские игры в честь бога морей Посейдона. Их проводили с 582 года до н. э. с очерёдностью каждые 2 года за год и через год после Олимпийских игр. Организовывали их рядом с храмом Посейдона на Истмийском (Коринфском) перешейке, соединяющем Пелопоннес с материковой Грецией.

Проведение Панэллинских игр на карте Греции

В этих играх могли принимать участие только жители Древней Греции и греческих колоний. На территории Греции жило около 1 млн. человек и примерно столько же греков населяло западное побережье Малой Азии, юг Италии, побережья Чёрного и Средиземного морей вплоть до Испании. Вот именно эти граждане и участвовали в панэллинских играх. Причём прибывшие из отдалённых мест должны были доказать своё греческое происхождение.

Но когда Греция вошла в состав Римской державы, то наравне с греками в спортивных состязаниях стали принимать участие и римляне. Для победителей сделали любезность, нарушив прежние традиции и правила. К слову сказать, начиная с Юлия Цезаря, римские императоры всегда покровительствовали популярным спортивным состязаниям. Они постоянно выделяли на них деньги, а иногда и сами демонстрировали свою силу и ловкость, участвуя в соревнованиях.

Для победителей игр не предусматривались никакие материальные вознаграждения. Главными для них были слава, почёт и уважение. Призами же служили венки. Победителям Олимпийских игр возлагали на головы оливковые венки. Победители Пифийский игр подставляли головы под лавровые венки. Тех, кто одержал победу в Немейских играх, чествовали венками из дикого сельдерея. А лучших в Истмийских играх отмечали венками из сосновых веток.

Нужно сказать, что разные панэллинские игры никогда не совпадали по времени. Интервал между ними составлял год. А поэтому любой греческий атлет мог принять участие во всех спортивных состязаниях. И находились такие, которые одерживали победу во всех 4-х играх. Таким победителям присваивали титул периодоник. За тысячу лет существования данных спортивных празднеств периодониками стали 46 человек.

Один из них – Милон Кротонский – стал периодоником 6 раз. Жил этот уникальный атлет во второй половине VI века до н. э. и состязался в борьбе. Он 6 раз победил на Олимпийских играх, 6 раз на Пифийских, 9 раз на Немейских и 10 раз на Истмийских играх. Судя по периодичности игр, он принимал в них участие четверть века. Поэтому его победы вызывают определённые сомнения. Но об этом человеке упоминали Плутарх, Геродот и Пиндар. Другой борец по имени Дорий стал периодоником 3 раза.

Популярные спортивные состязания проходили в течение 3-4 дней. До этого осуществлялись жертвоприношения, а после них устраивались пиры. После пиров и начинались выступления атлетов, демонстрирующих свою силу и ловкость. В спортивных праздниках также принимали участие поэты, певцы, музыканты, танцоры и даже философы. Последние излагали свои идеи и соревновались в красноречии.

На время игр объявлялось священное перемирие на землях Древней Греции. Прекращались все военные конфликты, а нарушителей отстраняли от участия в спортивных праздниках. Поэтому люди беспрепятственно попадали на шумные и красочные мероприятия, восславлявшие богов. Что же касается видов спортивных соревнований, то это были: борьба, кулачные бои, гонки на колесницах, панкратион (борьба с минимумом правил), пятиборье, включающее в себя бег, прыжки в длину, метание копья, диска и греческую борьбу.

В Панэллинских играх был один нюанс. Заключался он в том, что женщины и чужестранцы не допускались на спортивные празднования. Однако любая гречанка могла стать победительницей игр, если, к примеру, владела колесницей с лошадями, на которой мужчины одержали победу. В этом случае такую даму награждали и чествовали наравне с другими победителями.

Эллины придумали красивые мифы и легенды, объясняющие возникновение спортивных состязаний во славу богов. Но если отбросить мифологическую составляющую, то можно утверждать, что все панэллинские игры изначально являлись похоронными играми. Представляли те собой магические ритуалы с элементами физических упражнений, которые устраивались в память о покойнике. Особенно они были характерны для Микенской цивилизации.

По прошествии столетий похоронные игры трансформировались в состязательные. Прежнее их назначение осталось в памяти людей в виде легенд, неразрывно связанных с богами и другими мифологическими героями. Люди чествовали небожителей, отдавали им дань уважения и состязались друг с другом. Всё это заняло огромный период времени, и лишь христианство положило конец древним обрядам, неразрывно связанным с языческой верой.

Евгений Серов