Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Дельфийский оракул

Дельфийский оракул – святилище Аполлона в Древней Греции в Фокиде, где находился оракул, выдающий всем спрашивающим пророческие предсказания и предвидения. Само святилище располагалось на юго-западном склоне горы Парнас на высоте 700 метров над уровнем моря. Оттуда открывался великолепный вид на долины Фокиды. В настоящее время это архитектурный памятник, включённый ЮНЕСКО во Всемирное наследие. В древности он имел огромное влияние на умы людей и демонстрировал единство античного мира.

Местоположение Дельфийского оракула на карте Греции

Древние греки считали, что святилище является Пупом Земли, а символизировал его Омфал. Представлял он собой монолитную каменную глыбу с двумя золотыми орлами. Находилась она в священной комнате в храме Аполлона, представлявшего собой главную часть святилища. А вот сами пророчества от имени Аполлона вещала женщина – пифия (верховная жрица–прорицательница).

Как появился Дельфийский оракул

Мифология

Согласно древнегреческой мифологии, Дельфийский оракул существовал с незапамятных времён и вначале принадлежал богине земли Гее. Охранял его могучий дракон Пифон, приходившийся Гее сыном. Прорицательницей в этом святилище была горная нимфа Дафна. В таком виде святилище существовало много веков, пока к власти не пришли олимпийские бога, победившие титанов.

Сын Зевса Аполлон научился искусству прорицания у бога Пана и решил завладеть святилищем, чтобы вещать людям. Он появился в Дельфах и убил Пифона, сразив его стрелами из лука. Гея страшно разгневалась на самонадеянного бога и решила низвергнуть его в Тартар. Но затем проявила милость и отправила на 8 лет в изгнание. Что же касается прорицательницы Дафны, то Аполлон воспылал к ней безумной страстью. Но нимфа дала обет целомудрия, а поэтому обратилась за помощью к Зевсу. Тот превратил Дафну в лавровое дерево, и оно стало священным у Аполлона.

Первой пифией в обновлённом святилище стала дочь Аполлона Фемоноя. А вот истлевшие останки убитого Пифона бог-победитель собрал в саркофаг и устроил траурный игры в честь погибшего дракона. Назвали эти игры Пифийскими. Впоследствии они стали такими же популярными, как Олимпийские игры.

Руины, оставшиеся от храма Аполлона в Дельфах

Помимо изложенной мифологической версии существовало много других вариантов возникновения Дельфийского оракула. У драматурга Эсхила был свой сценарий развития данных событий, у Гомера свой. Не остался в стороне и Гесиод, изложивший свою вариацию, отличавшуюся от других. Этот почтенный муж утверждал, что Зевс решил найти Пуп Земли. С этой целью он выпустил двух орлов. Одна птица полетела на запад, а другая на восток. В то место, в котором орлы встретились, громовержец метнул камень и обозначил его как центр мироздания. Над ним было возведено святилище с пифией, начавшей вещать людям.

История

Что же касается официальной версии, то здесь всё начинается с Микенской цивилизации, во времена которой и возникло святилище ориентировочно в X-IX веках до н. э. В VII веке до н. э. был построен каменный храм, посвящённый Аполлону. Он сгорел в 548 году до н. э. На пепелище воздвигли ещё более роскошный храм. Его разрушило землетрясение в 373 году до н. э. Но люди возвели новое величественное сооружение в 369-339 годах до н. э. Именно его руины и сохранились до наших дней.

С началом христианства храм начали грабить. А в 279 году подожгли племена варваров. В 391 году, при римском императоре Феодосии Великом, святилище закрыли как языческий памятник, не вписывающийся в христианскую религию. Так, в IV веке, закончилась история Дельфийского оракула, просуществовавшего более тысячи лет.

Пифия

Люди стекались со всех греческих земель в Дельфы, чтобы пообщаться с пифией и узнать грядущие события. Сами пифии появились не позднее VIII века до н. э. и вещали людям до IV века нашей эры. Они считались самыми авторитетными оракулами в Древней Греции. О том, как их выбирали, известно мало. Скорее всего, очередную пифию назначали после смерти предшественницы из числа жриц храма. Такая женщина должна была быть уроженкой Дельф, вести праведную жизнь, иметь хороший характер и прекрасное образование.

Если претендентка на роль главной жрицы состояла в браке, то став пифией, прекращала все свои супружеские обязанности. Её происхождение и возраст не имели принципиального значения. Она могла быть и бедной, и богатой, и старой, и молодой. Что же касается статуса, то роль пифии считалась вершиной карьеры для греческой женщины. Жриц освобождали от налогов, они могли владеть любым имуществом, а жильё и денежное содержание предоставляло государство.

В разные периоды времени количество пифий различалось. Чаще всего их было трое. При этом две пророчествовали, а одна находилась в запасе. Только один день в месяц главная жрица вещала людям. После такого дня она была полностью психологически и физически истощена. По словам Плутарха, жизнь пифий была короткой. Они быстро умирали, не выдерживая огромного напряжения.

Как осуществлялись предсказания пифии

Пророческих дар у главной жрицы развивался в результате отрешения от мирской жизни. Перед предсказанием она три дня постилась и омывалась в Кастильском источнике (священный родник на горе Парнас). Прежде чем выйти к просителям, надевала роскошные одежды, а на голову возлагала лавровый венок. После этого жевала лист священного лаврового дерева или другого растения (олеандр, белена, рододендрон), обладавшего определённым наркотическим действием.

Выходила в священную комнату и садилась на треножник, сделанный из меди (по другой версии он был выполнен из чистого золота или позолочен). Под треножником в полу находилась расщелина. Из неё выходили ядовитые пары, дурманящие мозг и вызывающие галлюцинации. Проситель обращался с вопросом, а впавшая в иллюзорное состояние женщина начинала давать ответы. При этом она произносила бессвязные фразы.

Пифия выдаёт предсказание

Рядом стояли мужчины – жрецы. Бессмысленные слова пифии они облекали в более-менее ясные выражения. Эти туманные и двусмысленные фразы и доводились до просителя. Такое описание пророчества давали в первой половине XX века многие специалисты.

Однако в наши дни Дельфийский оракул предстаёт в несколько ином свете. Дело же в том, что вся информация о пророчествах пифии была получена от Плутарха, который несколько лет председательствовал в качестве жреца с высоким статусом в Дельфах. Он заявлял, что пророчества связаны с парами весенних вод, протекающих под храмом Аполлона.

Но в конце XX века археологи не нашли никаких расщелин на месте развалин святилища и никаких условий для образования какого-либо природного газа, вызывающего галлюцинации. А таковыми могли быть этилен или метан. В то же время более поздние исследования, датируемые 2001 годом, дали доказательства присутствия в близлежащих к святилищу водах галлюциногенного углеводорода. Но его концентрация была ничтожной.

С учётом частых землетрясений в этой зоне можно допустить, что 2,5 тысячи лет назад имелись каналы в породах, по которым галлюциногенный углеводород мог поступать наружу. И такие каналы проходили как раз под храмом Аполлона. Однако некоторые дотошные исследователи утверждают, что пифия вовсе не вдыхала пары, исходящие из земных недр. Скорее всего, она употребляла небольшие дозы змеиного яда, который по своим свойствам совпадал с галлюциногенным веществом. А таких змеиных ядов, влияющих на эмоциональное и психическое состояние человека, очень много.

Одним словом, гипотезы есть, но по сей день неясно, как в Дельфах выдавались пророчества, причём с высокой степенью точности. Доказательством этому служит хотя бы то, что люди на протяжении многих веков искренне верили в магическую силу Дельфийского оракула. Даже Александр Македонский посещал храм Аполлона и просил пифию предсказать будущее.

Всерьёз воспринимали святилище в Дельфах такие люди как Эсхил, Клемент Александрийский, Аристотель, Диоген, Геродот, Диодор, Овидий, Павсаний, Пиндар, Софокл, Страбон, Плутарх, Платон и многие другие выдающиеся люди древности. Все они искренне верили в пророчества пифий, но в то же время не надо забывать, что они являлись детьми своего времени. А это была эпоха мифов, легенд, преданий и сказочных подвигов могущественных богов, обитающих на Олимпе.

Евгений Серов