Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Интеллектуальная активность

С каждым случается, что он не может сосредоточиться на работе, приступить к какому-то новому делу, просто сесть за стол и начать писать диплом, курсовую работу, заняться составлением бухгалтерского отчёта. Все клетки организма категорически протестует против этого. Появляется желание вначале поесть, потом попить, на память приходит, что нужно срочно позвонить, хотя этот звонок можно сделать и на следующий день. Так проходят час, полтора, два, а человек всё никак не может заставить себя начать работать.

Мужчины играют в шахматы

В подобных ситуациях психологи советуют садиться и начинать писать любые слова и фразы, которые могут придти в голову. Пусть текст будет не логичным. Это не важно. Написанное читать, а тем более осмысливать не надо. Суть заключается в том, что таким образом осуществляется процесс вхождения в работу. Практика показывает, что занимает он по времени около 30 минут. Постепенно психика внутренне перестраивается и появляется рабочий настрой, который характеризуется как интеллектуальная активность.

Штука эта очень капризная и трудно управляемая. На неё влияет множество самых разных факторов. К примеру, те же психологи не рекомендуют начинать новое дело с утра. В подсознании оно откладывается как занятие по обязанности, а стало быть, неприятное.

Начинать следует всегда вечером, когда организм устал, а в голове нет свежих мыслей. Вот именно в это время нужно сесть за стол и написать только первую фразу или абзац, забить первый гвоздь, покрасить квадратный метр стены. Зато утром надо будет уже не начинать, а продолжать. Психологически это воспринимается совсем по-другому.

При монотонной работе деятельность мозга поддерживается на высоком уровне не более 20 минут. Затем внимание притупляется, в голове появляются посторонние мысли. Поэтому следует сделать короткую паузу, переключиться на что-то другое. Ничто так не утомляет как однообразие.

Однако существует и иной цикл интеллектуальной активности. Равен он 90 минутам. Вспомним академический час занятий в высших учебных заведениях. В этот период можно изучать материал, но вот запоминать, а тем более учить наизусть столь долгое время – невозможно. Через каждые полтора часа следует делать перерыв. Для снятия усталости рекомендуется выпить стакан некрепкого сладкого чая и обязательно переключиться на какую-либо другую деятельность.

Нужно также учитывать промежуток времени в 24 часа. Для интеллекта он имеет очень большое значение. Дело здесь в том, что полученную информацию мозг обрабатывает ровно сутки. Если вы учитесь в школе, и урок биологии у вас был в 9 часов утра, то через 24 часа мозг полностью обработает и усвоит полученные знания. Он будет готов к получению новых, но в это время по расписанию у вас может стоять урок физики. Очень жаль, но современная школа не учитывает особенности человеческой психики. Если бы было иначе, то успеваемость у учеников была бы значительно выше.

Вряд ли кто станет возражать, что при громком шуме работать невозможно. Но, оказывается, при абсолютной тишине также чрезвычайно трудно сосредоточиться. Чтобы интеллектуальная активность оставалась на должном уровне, необходим определённый тихий шумовой фон. Это могут быть звуки, доносящиеся с улицы: пение птиц, шелест листвы деревьев, шум проезжающих машин или тихая спокойная музыка, звучащая из компьютера или стереосистемы. Всё это не отвлекает, а помогает сосредоточиться при выполнении однообразной и монотонной работы.

Установлено, что активность человеческого мозга повышают запахи лимона, жасмина, лаванды. Аромат эфирного масла полыни в сочетании с голубым и тёмно-синим цветами помогает при больших физических и умственных нагрузках, снимая раздражительность, напряжение и усталость. На деятельность серого вещества позитивно влияет зелёный цвет. К тому же он успокаивает и способствует хорошему сну. Эффект значительно усиливается, если цвет не чисто зелёный, а зелёно-коричневый.

Многие люди в период размышления вертят в пальцах карандаш, что-то рисуют на бумаге, некоторые перебирают чётки. Делается это не просто так: манипулирование пальцами улучшает мозговую деятельность. Активности мыслительного процесса также способствует спокойная размеренная ходьба.

Во время интенсивной работы очень вредны сильные эмоции – как положительные, так и отрицательные. Это не лучшим образом сказывается на умственной деятельности. Всё хорошо в своё время. Занимаясь каким-то делом, необходимо иметь соответствующей деловой настрой. Только в этом случае будет положительный результат, а потраченное время не пропадёт зря.

Владимир Ивлев