Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Эффект незавершённого действия

Эффект незавершённого действия является одной из особенностей человеческой психики. Им в своё время заинтересовался известный психолог Курт Левин. Однажды, сидя в ресторане, он подозвал официанта – очень старательного молодого человека – и спросил у него, какие блюда заказала себе недавно пришедшая пара за соседним столиком. Официант, даже не заглянув в блокнот, тут же перечислил заказанные блюда. Тогда психолог спросил у юноши, что заказывала пара, которая только что расплатилась и направлялась к выходу. В этом случае молодой человек замялся. Он вынужден был посмотреть в блокнот, чтобы освежить свою память.

Человек за работой

Казалось бы, по логике вещей, работник ресторана должен был прекрасно помнить то, что заказывали ушедшие. Он их только что обслуживал: принял заказ, записал его в блокнот, затем принёс блюда, выписал счёт и получил деньги. Произошло это не вчера, а буквально несколько минут назад. Однако официант прекрасно помнил только что полученный заказ, а старый практически сразу же забыл.

Объясняется такое поведение молодого человека очень просто. Люди быстро забывают завершённые действия. Ответил на уроке и будто весь вечер перед этим не учил. В голове ничего не осталось. Все знания после ответа мгновенно улетучились. Это обычное явление. Всё, что завершено, забывается, а в памяти остаётся только недоделанное и недосказанное.

Ложась спать, человек мысленно прокручивает в голове события прошедшего дня. И первым делом вспоминает то, что не успел сделать или закончить. Незавершённое действие «занозой сидит в памяти». Желание доделать тем сильнее, чем ближе работа к окончанию, чем сильнее выражен мотив достижения цели. Человек стремится закончить начатое дело и раздражается, если это по каким-либо причинам не получается.

Эту особенность психики можно использовать с пользой для себя. Иногда бывает трудно приступить к новому делу, так как нет ни желания, ни настроения. Дело откладывается «на завтра», потом «на понедельник». Так могут пройти недели и даже месяцы. Чтобы этого не допустить, лучше начать сразу вечером, то есть смоделировать ситуацию незаконченного действия. Чем больше сделано, тем сильнее будет необходимость на следующий день продолжить.

Человек так устроен, что стремится закончить действие, если оно даже утратило необходимость. Бывает, что застигнутый врасплох вопросом преподавателя студент приходит домой и ищет ответ на злополучный вопрос, хотя оценку уже получил, и найденный ответ ничто не изменит. Но студент всё равно ищет, пока не найдёт. Тут нужно сделать маленькую оговорку. Ищут ответ «постфактум» в том случае, если вопрос кажется действительно важным.

Занимаясь какой-то деятельностью, нужно всегда учитывать эффект незавершённого действия. Он может оказаться полезным во многих жизненных ситуациях. Умело использовать эту особенность психики можно и по отношению к другим людям. Практически любой человек подсознательно стремиться завершить начатое. А ведь в жизни одним из главных качеств как раз и считается умение доводить любое дело до конца.

Владимир Ивлев