Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Дети и реклама

Психологи утверждают, что дети и реклама – понятия несовместимые, так как рекламные ролики негативно воздействуют на неокрепшую детскую психику. Малыши, младше 4 лет, воспринимают их как правдоподобную информацию. Она яркая, красивая и подаётся в доступной форме. В ней много движения, динамики, узнаваемости. Например, по телевизору показывают какой-нибудь скучный взрослый фильм. Для ребёнка он абсолютно непонятен. И вдруг, рекламный ролик. Маленьким человечком он воспринимается как хороший и добрый знакомый, а повторяющийся сюжет легко запоминается. В следующий раз ребёнка радует, что он это уже видел, слышал и знает, чем закончится короткий фильм.

Реклама по телевизору

Наиболее желанные для рекламодателей зрители – дети 4-6 лет. В этом возрасте они не понимают подлинную меркантильную сущность рекламы. Для них она является волшебным миром, в котором всё настоящее. Герои коротких рекламных фильмов воспринимаются малышами как вполне реальные личности. У них определённый образ жизни, вкусы и пристрастия. Для маленьких зрителей они являются эталоном для подражания. Очаровательные ровесники «из телевизора» постоянно жуют гамбургеры, лопают шоколад и играют с куклами Барби.

У нас разговор шёл про малышей, а теперь обратим своё внимание на подростков. Здесь ситуация гораздо хуже. Молодые юноши и девушки не имеют устоявшихся жизненных принципов, а поэтому берут за основу ту модель поведения, которая им навязывается с экранов телевизоров. А оттуда с завидным постоянством слышится: «Ну неужели ты не достоин этого, побалуй себя радостями жизни, вся эта роскошь принадлежит тебе». Как результат, формируется определённый психологический тип людей, ориентированный на бездумное потребление и красивую жизнь.

Однако всё упирается в деньги, которые нужно где-то взять, чтобы заполучить земные радости. Самым разумным было бы пойти на завод и зарабатывать деньги и стаж в горячем цехе. Но рекламодатели ориентированы вовсе не на это. Они предлагают собрать 300 крышек, 200 вкладышей и вырезать 500 логотипов. За это можно получить плеер, а если очень повезёт, то поехать в кругосветное путешествие или стать собственником уютного домика в деревне. И из родительских карманов начинают течь деньги на покупку товаров с логотипами, крышками и вкладышами. Так формируется примитивная психология потребителя, базирующаяся на лёгких заработках и беззаботном времяпровождении.

Психологи убеждены, что мощная рекламная пропаганда, ориентированная на роскошь и богатство, формирует комплексы у детей, живущих в семьях с невысоким материальным достатком. Те становятся агрессивными и неуправляемыми. Их юные души переполняют чувства обиды и неудовлетворённости. А это порождает агрессию и тяжкие преступления.

Кроме этого рекламные компании взращивают в детских душах равнодушие к чужой боли, цинизм и бездушие. В большой степени этому способствует смещение образов на экране. Чрезвычайно часто рекламные ролики прерывают фильмы на самых острых и трагических моментах. Режиссёры стараются, чтобы такие сцены вызывали у зрителей сопереживание героям, но тут на экранах телевизоров возникают радостные лица, рекламирующие, к примеру, новый стиральный порошок. Это приводит к разрыву сюжетной линии, а в голове ребёнка образуется непонятная смесь из крови, боли, улыбок и ещё неизвестно чего. А вот сострадание и сопереживание главным героям фильмов отсутствует. Так стоит ли после всего этого удивляться духовной ущербности детей.

Серьёзные исследования по вопросу дети и реклама провели канадские психологи. Статистика у них получилась удручающая. За последние 30 лет число рекламных фильмов, негативно воздействующих на малышей и подростков, возросло в 4 раза. Заметно увеличилось количество сюжетов, расхваливающих закусочные, сладости и разнообразные газированные напитки.

Дети едят

Это в немалой степени сказалось на излишнем весе. В наши дни он наблюдается у каждого 4 ребёнка, живущего в Северной Америке. При этом реклама, ориентированная на продукты питания, демонстрируется на телевизионных каналах не менее 27 тысяч раз в сутки. Дети в возрастной категории от 5 до 13 лет покупают фаст-фуды на 4 млрд. долларов в год. Эти огромные денежные суммы с лихвой окупают любые затраты на рекламные компании.

Встаёт закономерный вопрос: если дети и реклама несовместимы, то как можно оградить юные души от мощного рекламного прессинга? Вполне естественно, что здесь требуется вмешательство государства. Но законодатели не очень-то спешат вмешиваться в деятельность тех отраслей экономики, которые приносят многомиллиардные прибыли. Отсюда напрашивается вывод: спасение утопающих является делом самих утопающих.

Родители должны сами ограждать детей от негативного воздействия рекламных роликов. Необходимо сократить до минимума время нахождения ребёнка у телевизора. В некоторых семьях он работает с утра до вечера, выполняя функции своеобразного фона. Подобная практика приносит только вред. Однако уже существуют семьи, которые полностью отказались от «окна в мир». Сделали они это ради психического здоровья своих детей.

Но телевизору необходимо найти альтернативу. Аналогичную функцию могут взять на себя диски с хорошими фильмами. Смотреть их можно в строго определённое время. Нелишним также будет записывать полезные и интересные телепередачи. Рекламу стирать и смотреть их по видео. Помимо этого, надо постоянно разъяснять ребёнку подлинную сущность рекламных роликов. Он должен знать, для чего взрослые делают короткие динамичные фильмы. В этом случае он поймёт, что реальная жизнь не имеет ничего общего с той, которую навязывают рекламодатели.

Из этой сложной ситуации выход возможен только один: следует кардинально пересмотреть основной принцип создания рекламных роликов. Нужно не расхваливать на все лады зубную пасту, а твердить, что зубы необходимо чистить и утром, и вечером. Во все ролики надо в обязательном порядке вставлять социально полезную информацию. В этом случае коммерческая пропаганде не будет так сильно раздражать. Она в какой-то мере даже станет полезной, а моральный климат в детской среде заметно улучшится.