Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Память человека и её развитие

Ты так похожа на остальных людей: два глаза, посередине нос, а под ним рот. У всех всегда одно и то же! Вот если бы у тебя оба глаза были бы на одной стороне и рот на лбу, – тогда я, может быть, тебя бы запомнил.

Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

Иметь хорошую память конечно здорово. Всё всегда помнишь, и всё знаешь. К примеру, персидский царь Кир помнил по имени каждого солдата своей армии. Митридат Евпатор вершил правосудие на 22 языках своей империи. Французский художник Гюстав Доре воспроизводил в гравюре фотографию, увидев её лишь один раз. Моцарт отличался феноменальной музыкальной памятью. Леонард Эйлер – физик и математик – обладал поразительной памятью на числа.

Как же добиться такого совершенства, чтобы с лёгкостью оперировать самыми разнообразными понятиями, цитатами, высказываниями. Небрежно воспроизводить длинные отрывки из текста. Представлять план города с его улицами, переулками и номерами домов. Память человека способна хранить не только это. Она может легко вместить в себя целую энциклопедию, состоящую из сотни толстых томов, и в ней ещё останется места в несколько раз больше.

рисунок головы человека

Развитие памяти человека напрямую связано с конструктивным запоминанием материала. То есть нужно его правильно воспринимать, соблюдая определённые условия. Вот о них мы сейчас и поговорим.

Любой материал должен быть нагляден, интересен, достаточно прост, не однотипен, а его смысловая форму должна носить законченный характер. Он также должен быть понятным, хорошо организованным и затрагивать как можно больше органов чувств.

Развивая свою память, человек должен знать правило магической семёрки. Что это означает? Память бывает кратковременной и долговременной. Кратковременная – это то, что мы запоминаем прямо сейчас. Так вот, человек не способен удерживать в своей голове более 7 «сгустков» какой-либо информации. Некоторые люди, правда, могут запоминать 9 абсолютно разных информационных «объектов». Другие же только 5. Но основная масса людей ориентируется именно на цифру 7.

Далее следует правило крайних объектов или правило ряда. То есть если имеется какой-то ряд схожих по своим признакам объектов, то человек лучше всего усваивает информацию о первом и последнем.

Правило интерференции или затаптывание следов. Каждая информация оставляет в нашем мозговом веществе «след». Но если следующая информация очень похожа на предыдущую, то наблюдается эффект «затаптывания следов». То есть весь первоначальный материал как бы стирается, а точнее, искажается.

Правило яркого пятна означает, что из всего информационного потока лучше всего запоминается самая яркая деталь. В то же время на этом фоне утрачивается вся другая информация.

Правило системы лишний раз указывает на то, что память человека обладает большой гибкостью и избирательностью. В данном случае если какое-либо звено выпадает, то оно меняется на другое, схожее по смыслу.

Правило эмоционального соответствия учитывает тот психологический настрой, которому подвержен человек во время получения информации. Если человек заинтересован в каком-то сообщении, получает от него удовольствие, то он обязательно всё запомнит. В противном случае в голове ничего не останется.

Развитие памяти человека напрямую зависит от правила достаточной мотивации. Если информация абсолютно бесполезна, то она тут же «выветрится» из головы. Если же необходима для каких-то целей, то останется в сером веществе на долгое время.

Нельзя также не учитывать правило сна. Оно говорит о том, что сон замедляет стирание информации.

Правило реминисценции (припоминания) знакомо всем. Любой из нас может абсолютно непроизвольно вспомнить то, что происходило, скажем, несколько месяцев тому назад.

Правило подсознательной сосредоточенности очень интересно по своей сути. Любой из нас может отложить решение какой-то проблемы на потом, а через некоторое время в его голове всплывёт эта задача с уже готовым решением. Объясняется это тем, что пока мозг человека был занят повседневными заботами, в его глубинах шла работа по переработке и переосмысливанию информации. Конечным же результатом стало готовое решение какой-то проблемы.

Правило незавершённого действия говорит о том, что какое-то действие, незавершённое в прошлом, человек абсолютно неосознанно воспринимает как наиболее важное (независимо от его реальной значимости). А поэтому помнит до тех пор, пока не завершит его.

Постоянно оперируя вышеназванными правилами, можно значительно продвинуться в развитии своей памяти и улучшить запоминание любой информации. Это сыграет большую позитивную роль в дальнейшей жизни. Ведь вся она основана на эффективной работе нашего серого вещества.