Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Интеллект

В своё время известный американский психолог Артур Дженсен заметил: "Интеллект легче измерить, чем дать ему определение". Так что же это такое? Почему одного человека считают умным, а другого глупым? Является ли ум природным даром или это плод воспитания? Ответы на эти вопросы искали мыслители всех времён и народов.

Однако в своих неустанных поисках они опирались на собственные наблюдения, рассуждения и жизненный опыт. А вот детальных научных исследований не было. Лишь в XX веке психологи отважились на экспериментальные и теоретические разработки, но это позволило им совсем недалеко уйти от расплывчатых философских сентенций. Сегодня нет единой научной теории интеллекта. Есть лишь набор противоречивых тенденций, причём их количество с каждым годом увеличивается. Это ставит психолога-практика перед нелёгким выбором: какую выбрать тенденцию при отсутствии единой теоретической платформы.

Интеллект Моцарта и Эйнштейна

Первым реальным шагом в практических исследованиях стало создание в 1905 году набора тестовых задач для оценки уровня умственного развития. Это так называемые тесты Бине-Симона. В 1916 году А. Термен их модифицировал, воспользовавшись коэффициентом IQ, введённым в 1913 году В. Штерном. Однако сразу стало ясно, что теоретики подошли к оценке умственных способностей не как психологи, а как тестологи. Они решили измерить ум при помощи цифр, что у многих практиков вызвало сарказм.

Большинство таких тестологических изысканий базировалось на теории, предложенной ещё в 1904 году Ч. Спирменом. Он полагал, что любая умственная деятельность, начиная от варки яиц и кончая изучением латыни, активизирует некую общую способность. Иными словами, если человек умён, то он умён во всех отношениях. Данная концепция пустила глубокие корни на десятилетия, а общую способность обозначили как G-фактор.

Однако вскоре у единого факторного анализа появилась оппозиция. Её представители нашли от 2 до 120 различных базовых факторов. Но такое изобилие чрезвычайно осложняло практическую диагностику, делая её слишком громоздкой.

Новаторским подходом стало введение креативности или творческих способностей. Но быстро выяснилось, что творческая активность слабо коррелирует с измеряемым тестами IQ. Отсюда появилось предположение, что общие способности (G-фактор) и креативность представляют собой абсолютно независимые психологические явления. Для определения креативности разработали совсем другие тесты. Однако сторонники традиционного подхода продолжали настаивать на том, что креативность является лишь одной из характеристик G-фактора.

В наши дни доказано, что при низком IQ креативность стремится к нулю. Однако высокий IQ вовсе не является показателем творческих способностей. Естественно, определённая зависимость существует, но она вовсе не так проста, как может показаться вначале.

А вот в отношении личностных качеств IQ является хорошим показателем, так как личность и интеллект неразделимы. В развитии индивида большое значение имеют эмоциональная саморегуляция и межличностные отношения.

Интерес представляет гипотеза К. Хайеса. Она определяет умственные способности как предрасположенность к обучению. Утверждается, что на объём знаний в первую очередь влияет характер мотивации. То есть интеллектуальное развитие напрямую зависит от жизненно важных мотивов. К ним можно отнести любознательность, карьеризм, тягу к исследовательской деятельности, материальную заинтересованность. Хайес утверждает, что те мотивы, которые вырабатываются в процессе жизни, и являются основой интеллектуального развития любой личности.

В 80-х годах XX столетия появилось новое поколение теоретиков. Они отказались от G-фактора и разработали свою трёхкомпонентную теорию интеллектуального развития. Представителями новой теории стали Р. Стернберг из Йельского университета, Г. Гарднер из Гарвардского университета и Д. Фелдман из университета Тафта.

Эти господа заявили, что хотя тесты IQ и являются приемлемыми для измерения аналитических и критических способностей мышления, но они всё же слишком узки. Данное утверждение основывалось на том, что многие люди с высокими показателями IQ делают в жизни большое количество ошибок. А вот те, кто проходит тесты не так успешно, преуспевают в жизни. Главный недостаток тестов заключается в том, что они оценивают лишь то, что человек уже знает. Но совсем не учитывают его способности научиться чему-то новому.

Поэтому больше подходит теория 3-х начал или 3-х компонентов интеллектуальных способностей. Первое начало учитывает умение человека планировать и оценивать ситуацию, чтобы решить проблему. Второе начало учитывает здравый смысл. Третье характеризует связь интеллекта с жизненным опытом.

А вот профессор Дж. Бартон из Пенсильвании считает существенным недостатком IQ то, что он никак не отражает рациональное мышление. Под ним он понимает глубокое и критическое исследование проблемы. А это подразумевает какие-то альтернативные и абсолютно новые идеи. Однако многие психологи считают, что Дж. Бартон говорит о проницательности, которая не имеет никакой связи с рациональным мышлением.

Некоторые авторитетные психологи уверенно говорят о множественной интеллектуальности. То есть существует не одна, а несколько сторон интеллекта. Среди них можно назвать лингвистическую, логико-математическую, кинестетическую и даже музыкальную способность. Существуют также личностные и межличностные формы. Здесь подразумеваются самоощущение и коммуникабельность. Но это уже указывает на то, что допускается быть умным в одной сфере и глупым в другой.

Таким образом, можно говорить о сотнях форм интеллектуального развития. Что вовсе не является преувеличением, учитывая многогранную человеческую деятельность. Мозг человека является сложнейшим биологическим механизмом, поэтому его существующие и потенциальные способности невозможно измерить несколькими простыми тестами. Только наивный человек способен верить в такое.

Во втором десятилетии XXI века многим наконец-то стало ясно, что интеллект является абстрактным понятием, включающим в себя огромное число самых разных факторов. Он вовсе не конкретная данность, которую можно взять и измерить цифрами. По своим характеристикам он напоминает погоду. Люди измеряют температуру окружающей среды, влажность, скорость ветра, атмосферное давление, но никому ещё не приходило в голову измерять погоду. В нашем восприятии она бывает плохой, хорошей и нормальной. Совсем как ум, глупость и невежество.

Леонид Ляшко