Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Восприятие и его иллюзии

Восприятие – это бессознательное умозаключение. Воспринимая какой-то объект, человек его осмысливает. При этом происходит анализ – выделяются отдельные свойства. Синтез – представление целостного образа. Обобщение – определяется, к какой группе объектов относится непосредственно данный объект. Глядя на тарелку с супом, мы без труда относим тарелку к посуде, а суп к еде. Для воспринятого объекта мы обычно находим нужные слова или подбираем эквивалент.

Если воспринимаемое не соотносится с имеющимися представлениями – мы начинаем испытывать тревогу. Так, в тёмной комнате нас может напугать обычное пальто, висящее на вешалке и принявшее во мраке причудливые очертания. При включенном же свете мы понимает, что это просто пальто, а не жуткий монстр, и успокаиваемся. Воспринятый предмет стал понятным и привычным.

Таким образом, мы воспринимаем объекты и явления в соответствии с предыдущим жизненным опытом. Но не надо забывать, что восприятие неразрывно связано с эмоциями и чувствами. Недаром существуют выражения: «видеть всё в чёрном свете», «воспринимать сквозь розовые очки». Это, так называемое, правило эмоционального соответствия.

Воспринимать разные объекты можно по-разному. Посмотрите на рисунок, расположенный ниже. Кто-то увидит на нём два лица в профиль, а кто-то – вазу.

Рисунок, изображающий вазу и два лица

Посмотрим на следующий рисунок. На нём одни люди увидят отвернувшуюся девушку, а другие – лицо носатой старухи.

Рисунок, изображающий девушку и старуху

Теперь давайте поговорим о таком термине как иллюзия восприятия. Это когда предметы представляют собой не то, чем они кажутся. Базируется иллюзия на целостности и неизменности.

Целостность – это когда предмет воспринимается в совокупности всех своих свойств. Мы смотрим на учебник и видим: это учебник физики, синего цвета, 10 класс.

Неизменность – явление несколько иного свойства. Благодаря ему, мы воспринимает предмет более или менее одинаково, хотя условия изменяются. Тот же учебник в руках и на расстоянии 2 метров в нашем сознании сохраняет свои размеры. То есть у нас складывается определённое мнение, которое в дальнейшем кардинально влияет на представление о каком-либо объекте или предмете.

Отсюда и возникают иллюзии. Обратите внимание на рисунок. На нём изображены прямые линии. На первый взгляд они разной длины. Но в действительности все линии равны. Иллюзию создают наклонные линии. Мы же, бросив взгляд на рисунок, воспринимает изображения как данность. У нас даже мысли не возникает взять линейку и измерить длину прямых отрезков.

Рисунок, изображающий линии одной длины

Посмотрим на следующий рисунок. На нём изображена голова человека с надетым на неё цилиндром. Создается впечатление, что цилиндр уже внизу и шире вверху. Но это опять же иллюзия восприятия. Цилиндр по всей своей длине имеет одну и ту же ширину. То же самое и с его высотой. Она абсолютно одинаковая.

Рисунок, изображающий цилиндр на голове человека

И ещё один рисунок. На нём изображены прямые линии. Так вот, они абсолютно параллельные. Хотя, глядя на рисунок, этого не скажешь.

Рисунок, изображающий параллельные линии

Теперь мы убедились, что многое в этом мире обманчиво. Человеческий глаз не совершенен. А восприятие, как уже говорилось, лишь бессознательное умозаключение. Чтобы получить полное и правдивое представление об объекте, нужно обладать такими свойствами как критичность и гибкость мышления. Только в этом случае всё тайное и загадочное станет явным.