Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Дедуктивный метод

Когда имеется в виду дедуктивный метод, то разговор сразу заходит об обитателе дома № 221-b на Бейкер стрит Шерлоке Холмсе. Создан он воображением британского писателя Артура Конан Дойля. Шерлок Холмс один из немногих литературных персонажей, главным занятием которого являлось мышление и логика. В каждом рассказе мыслительная деятельность сыщика демонстрируется как его основной подвиг. Он кажется воплощением логики, схемой, а не человеком.

Однако мало кому известно, что у знаменитого сыщика был реальный прототип. Это профессор медицинского факультета Эдинбургского университета Джозеф Белл. Именно у него учился Конан Дойл. Профессор поражал своих студентов тем, что мог не только поставить точный диагноз больному без предварительных исследований, но и мог назвать род занятий, увлечения, пристрастия пациента, которого видел первый раз в жизни.

Профессора не раз приглашали в полицию для распутывания сложных дел. Сам Конан Дойл считал себя лишь учеником Белла. Даже внешность учителя во многом совпала с внешностью Шерлока Холмса. Сам же писатель, придумавший великого сыщика, был широколицым, плечистым здоровяком огромного роста. Носил обвислые усы, которые придавали ему добродушный вид. По натуре он был довольно наивным и совершенно не столичным человеком.

Писатель и показал во всей красе дедуктивный метод. Базируется он на методе исключения. Иными словами, это глубокий анализ всех деталей, относящихся к исследуемому вопросу, и исключение деталей, которые не могут помочь в решении задачи.

Это метод последовательных умозаключений, позволяющих выстроить чёткую систему доказательств и отыскать истинные причины события. Взвешивая все доказательства и сопоставляя их, устанавливается, какие пункты существенно важные, а какие не имеют значения.

Дедукция неразрывно связана с концентрацией внимания. Это прямой контакт с окружающим миром и возможность подмечать такие явления, мимо которых люди обычно проходят, не замечая их. Концентрацию внимания, как и всякую другую способность ума, можно улучшать и совершенствовать.

Наблюдательность и умение мыслить логически можно рассмотреть на примере. Ниже расположен рисунок. Внимательно посмотрите на него и ответьте на вопросы:

1. По течению или против него идёт пароход?
2. Какое время года (осень, весна, лето) изображено на рисунке?
3. Глубокая или мелкая река в этом месте?
4. Далеко ли до пристани?
5. На каком берегу находится ближайшая пристань?
6. Какое время суток изображено на рисунке?

Рисунок с вопросами

Ответы:

1. Деревянные треугольники, на которых закреплены бакены (маяки), всегда направлены углом против течения (о расположении деревянных треугольников можно судить по тому, как вода обтекает бакен). Следовательно, пароход идёт вверх по реке.

2. На рисунке видна стая птиц. Они летят клином. Это журавли. Стайный перелёт журавлей бывает весной и осенью. По деревьям на опушке леса можно определить, где юг: их кроны всегда гуще на южной стороне. Журавли летят в южном направлении. Следовательно, на рисунке изображена осень.

3. Река в этом месте мелкая: матрос, стоя на носу парохода, шестом измеряет глубину фарватера.

4. Очевидно, что пароход причаливает к пристани. Группа пассажиров, взяв вещи, готовится сойти на берег.

5. Отвечая на первый вопрос, мы определили, в какую сторону течёт река. Чтобы указать, где правый и левый берега реки, следует стать лицом по течению. Мы знаем, что пароход причаливает к пристани. Видно, что пассажиры приготовились к выходу на ту сторону, откуда мы смотрим на рисунок. Значит, ближайшая пристань находится на правом берегу реки.

6. На бакенах установлены фонари. Ставят их вечером, а снимают рано утром. Также видно, что пастухи гонят стадо в деревню. Сопоставив эти два признака, приходим к выводу, что на рисунке показан конец дня.

Вот видите. Мы с вами использовали дедуктивный метод и практически сразу ответили на все вопросы. Они оказались очень лёгкими, даже элементарными. В любой жизненной ситуации можно повторить подобный эксперимент и дать абсолютно верное решение при помощи наблюдательности и правильного анализа.