Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Внимание человека

Внимание человека подразделяется на два вида. Это непроизвольное и произвольное внимание. Первое возникает само по себе. То есть мы идём по улице, а мимо бежит собака. Нам до неё нет никакого дела, но почему-то замечаем этого пса. То же самое можно сказать о других многочисленных факторах, попадающих в поле зрение. Они привлекают нас помимо воли, то есть непроизвольно.

Произвольным же вниманием мы управляем сами. Нам необходимо что-то посмотреть, что-то послушать, что-то не пропустить. Это определённые установки, результатом которых является осознанная деятельность. Она требует определённого умственного напряжения, но зато гораздо эффективнее перового вида, который идёт сам по себе и никак не связан с усилиями мозга.

Оба вида внимания характеризуются определёнными свойствами. Их насчитывается четыре. Это устойчивость, объём, распределяемость и переключаемость.

Объём является врождённой особенностью. Но его можно значительно увеличить путём тренировок. Распределяемость характеризуется тем количеством действий, которые человек может осуществлять одновременно. Однако каждая деятельность требует сосредоточенности, а в коре головного мозга может существовать лишь один очаг оптимальной возбудимости. Поэтому теоретически выполнять одновременно несколько действий – невозможно.

Но все мы слышали, что Юлий Цезарь мог одновременно писать, слушать, читать и размышлять о каких-то важных делах. Очевидно, в данном случае разговор идёт о быстрой переключаемости с одного действия на другое. Можно также предположить, что пока одно действие в «центре» сознания, второе у его «границы». Такое вполне возможно, если второе действие довести до автоматизма. Тот же водитель в одно и то же время следит за дорогой, переключает передачу, слушает музыку и поворачивает руль.

Внимание человека может быть развито хорошо, а может быть развито слабо. Но в любом случае необходимо заниматься тренировкой этого важнейшего свойства нашей мозговой деятельности. Для этого можно использовать обыкновенные картинки-задания, которые печатаются во многих изданиях.

Ниже, для примера, приведены два рисунка. Определите, что изменилось на втором рисунке после того, как ворона улетела. И сколько времени она провела на столе.

Две картинки

Подобные тренировки ума очень полезны. Посмотрите ещё на один рисунок. На нём в беспорядке размещены числа от 1 до 30. Человеку с нормально развитым вниманием не составит труда найти их все за 4 минуты.

30 чисел на картинке

На картинке, расположенной ниже, находятся цифры от 1 до 90. На их поиск отводится 8-9 минут. Проверьте себя. Если вы уложитесь в это время, то значит внимание у вас хорошее.

90 чисел на картинке

Лучший возраст для развития внимания – детство. Но никогда не поздно начать. Необходимо регулярно тренировать свой мозг. При этом следует учитывать особенности своей психики. Кто-то хорошо воспринимает всё на слух. Другому нужно записывать. У третьего хорошо развито зрительное восприятие.

В идеале, конечно, все органы должны быть на высоте. Но не нужно себя насиловать. В первую очередь следует развивать именно сильные стороны, а уж потом браться за другие. В этом случае результаты будут очень хорошими, а жизнь станет более интересной и насыщенной.