Главная            О проекте            Карта сайта            Обновления            Ссылки

Птица сирин

В славянской мифологии много разных как положительных, так и отрицательных образов. Не последнее место среди них занимает райская птица сирин. Она аналогична древнегреческим сиренам, а поэтому в легендах предстаёт в качестве негативного персонажа. Внешне она получеловек – полуптица. Голова и верхняя часть туловища человеческие, а нижняя часть имеет хвост и птичьи конечности. Есть также крылья, а голова, в отличии от славянских традиций, часто непокрытая.

Птица сирин

В чём же проявлялись отрицательные черты этого мифологического персонажа? Он прилетал из райских кущ на землю и чарующе пел, восхваляя грядущее блаженство. Слушая его пение, люди впадали в состояние транса и нередко теряли рассудок. Поэтому в некоторых легендах райскую птицу вовсе не считали таковой. Её называли тёмным посланником подземного мира, никак не связанного с райскими кущами и старались как можно быстрее прогнать. Для этого использовали звон колоколов, били в барабаны и трубили в трубы.

Почти всегда сирина изображали вместе с алконостом – другой райской птицей. Внешность последней была аналогичной, но эта птица имела неразрывную связь с морем. В морскую воду она откладывала яйца. Те просаливались морской солью на дне и всплывали через неделю. После этого алконост уносила их на берег и там насиживала. Пока яйца лежали в воде, на море господствовал абсолютный штиль.

Птица сирин и птица алконост, их часто изображали вместе

Пение этой птицы ничем не уступало пению сирина по красоте, но оно никогда не причиняло людям зло. Наоборот, наполняло их души умиротворённым покоем, а сознание при этом прояснялось и впитывало в себя высшие божественные откровения. Если сирин жила по одним легендам в райских кущах, а по другим в подземном загробном мире, то алконост большую часть времени пребывала в долине райской реки Евфрат. Оттуда она иногда улетела в райскую славянскую страну Ирий. Этот мифологический персонаж всегда ассоциировали с радостью и наслаждением.

Алконост имела белоснежное оперение, а вот птица сирин обладала синим или пурпурным окрасом. Считалось, что увидеть её к беде. Наступят нищета, болезни, а если её узреть перед сражением, то оно обязательно будет проиграно. Таким образом, рядом сосуществовали две противоположности –сирин и алконост. Они символизировали тёмную и светлую сторону окружающего мира. На современном философском языке это означает единство и борьбу противоположностей.

Птица сирин во многих легендах несла в себе тёмное начало

Первые упоминания о сирине и её изображения относятся к X веку. Изображали птицу в основном на глиняной посуде и женских украшениях. Этот мифологический образ не потерял своей актуальности и в XIX веке. Его можно увидеть на пермогорских росписях, помимо этого он являлся неотъемлемой частью игрушек из глины.

В наши дни художники, придерживающиеся традиций русского народного искусства, тоже не забывают птицу из древних славянских сказаний. Но её изображения больше ассоциируется со счастьем, чем с неприятностями, ведь во многих легендах она является райской птицей, а не зловещим посланником тёмного подземного царства.

Станислав Кузьмин